Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия «плюнула» в Римское право

Еврокомиссия «плюнула» в Римское право

Намерение Евросоюза пересмотреть соглашения с Россией по газотранспортному проекту «Южный поток» противоречит тысячелетним основам права. Но шансы реализовать проект в намеченный срок еще есть

После заседания Совета ЕС по энергетике в декабре прошлого года член Еврокомиссии (ЕК) Гюнтер Эттингер объявил о планах Брюсселя назначить переговоры с Москвой на тему газопровода «Южный поток». Повод — ЕК осознала необходимость пересмотреть двусторонние соглашения России с рядом стран-членов ЕС, через территорию которых проляжет труба, в пользу так называемого Третьего энергопакета Евросоюза.

Как отметил на днях глава МИД РФ Сергей Лавров, требования Брюсселя вызывают у Москвы недоумение и озабоченность. По словам министра, законодательство Евросоюза не должно применяться ретроспективно и препятствовать выполнению ранее достигнутых двусторонних договоренностей.

Согласно этим соглашениям Россия в лице «Газпрома» получает права не только на строительство газотранспортной системы «Южный поток», но и на владение этой трубой, и на выполнение функций оператора газопровода. Это напрямую противоречит требованиям Третьего энергетического пакета, в соответствии с которыми управлять газотранспортными системами на территории ЕС должны независимые операторы, пояснил директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

Но требования ЕС не устраивают российскую сторону, потому что «Газпром» — это вертикально интегрированная компания, в которую входят транспортные, добывающие и распределительные активы.

У России невелики шансы добиться в международных инстанциях правовой оценки, что же все-таки приоритетней — законодательство Евросоюза или заключенные двусторонние межгосударственные соглашения, заметил Алексей Громов:

«Потому что фактически сегодня нет судебной инстанции, на основании (решений) которой мы могли бы оценить правомочность или верховенство того или иного свода законов. Очевидно и то, что если Евросоюз уступит России в этом вопросе, то фактически он распишется в том, что Третий энергопакет и вообще законодательство Евросоюза не являются значимыми для стран ЕС, если у них заключены двусторонние соглашения с третьими странами. Если эти договора противоречат общим принципам энергетической политики Евросоюза, зафиксированным в Третьем энергетическом пакете, то очевидно, что Евросоюз найдет огромное количество возможностей, чтобы воспрепятствовать практической реализации этих договоренностей».

В сложившейся ситуации не следует идти на конфронтацию с Брюсселем, а нужно искать общие пути преодоления сложившегося правового казуса, считает Алексей Громов. Например, Россия вправе запросить у Евросоюза статус независимого газотранспортного оператора для всей системы «Южный поток». Это не противоречит нормам Европейского союза и предоставляет шансы практической реализации проекта «Южный поток» в установленные сроки.

В подобной юридической коллизии уже оказывался предыдущий проект «Северный поток». Возможности выхода из нее были найдены в самом законодательстве ЕС, вспоминает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Если инфраструктурный проект гарантирован межправительственными соглашениями, то тогда нормы по изъятию инфраструктуры к третьим лицам не применяются, уточнил Симонов:

«Этим „Газпром“ и воспользовался, и я вам хочу сказать, что это не сенсация была для Европы. Теперь возникает вопрос в том, что Россия хотела бы воспользоваться европейским законодательством, а Европейская комиссия запрещает фактически это делать. И требует, чтобы страны фактически задним числом меняли межправительственные соглашения и приводили их в соответствие с Третьим энергопакетом. Но это то, что называется в праве „отказ от обратной силы закона“, потому что закон обратной силы не имеет, как известно. Так из Римского права еще следует».

Сама Еврокомиссия, по мнению Константина Симонова, оказалась в довольно щекотливом положении. Еще в 2012 году ЕК обвинила «Газпром» в нарушении правил торговли на европейском пространстве, в злоупотреблении положением монополиста и обратилась в суд. Расследование закончилось шумными обысками в европейских офисах «Газпрома» и его партнеров, но никаких доказательств незаконных действий российской компании так и не было предъявлено. Теперь ЕК настаивает на пересмотре двусторонних соглашений в рамках «Южного потока».

Впрочем, надежда на урегулирование ситуации вокруг этого проекта вполне реальна, полагает Константин Симонов. В мае предстоят выборы в Европарламент, после которых состав ЕК будет сформирован по новому принципу.

Нынешние еврокомиссары получают уникальный шанс за оставшиеся пять месяцев утрясти юридические несуразицы между Третьим энергопакетом и «Южным потоком».

Тогда чиновники запомнятся гражданам ЕС тем, что вопреки амбициям проявили здравомыслие и во главу угла поставили интересы Европы.

Автор: Никита Сорокин
 
Источник: Голос России, 04.02.2014

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики