Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Олег Дерипаска повышает мощность

Олег Дерипаска повышает мощность

Рыночное ценообразование на мощность сибирских гидроэлектростанций может привести к повышению цен для предприятий и потере доходов для теплоэлектростанций. В выигрыше - заводы РУСАЛа.

Энергетики и промышленники с нетерпением ждут развязки интриги, запущенной вместе с общественным обсуждением отчасти революционного проекта постановления Минэнерго, который предполагает свободное рыночное ценообразование для гидроэлектростанций второй ценовой зоны (Сибири). Из всех промышленников выиграет от этого, скорее всего РУСАЛ, который, по версии участников рынка, сможет получать скидки от ГЭС, аффилированных с алюминиевой компанией. С другой стороны, усиление конкуренции на рынке может привести в перспективе и к снижению цены на мощность, а также к повышению эффективности тепловых станций.
 
До завершения общественного обсуждения скандального проекта постановления Минэнерго остается три дня. Пока не известно, будет ли оно одобрено правительством, поскольку мнения участников рынка диаметрально противоположные. Минэнерго предлагает позволить сибирским ГЭС продавать половину (а потом и 70%) своих мощностей по ценам конкурентного отбора. Одни считают это предоставлением дополнительных преференций гидрогенерации и прогнозируют повышение цен, другие полагают, что Минэнерго восстановит на рынке прежнюю справедливую конкуренцию: денежные потоки с оптового рынка будут перераспределены от тепловых станций, снимавших сливки с рынка, в пользу гидрогенерации, которая ранее находилась в ущемленном положении и которая нуждается в средствах для финансирования инвестиционных программ.

Теплогенерация против

Объединенная энергосистема Сибири отличается от других тем, что здесь большую часть мощностей вырабатывают ГЭС. С одной стороны, в отличие от теплоэлектростанций (ТЭС), они не зарабатывают на продаже тепла, с другой стороны, имеют низкую себестоимость производства энергии. Поэтому с 2011 года правительство стало регулировать цену продажи их мощности на оптовом рынке.  Теперь же все может стать как прежде. К примеру, цена мощности Саяно-Шушенской ГЭС по регулируемым договорам в середине прошлого года составляла около 38 тысяч рублей за МВт в месяц. После либерализация она сможет выручать до 156 тысяч рублей за МВт в месяц. Но это предельная рыночная цена, по которой предлагают мощности ТЭС, среднерыночная может оказаться менее ста тысяч за МВт в месяц.
 
«Предложение Минэнерго по либерализации цены на мощность для ГЭС в Сибири направлено на улучшение рыночных отношений и способствует развитию здоровой конкуренции между тепловой и гидрогенерации за потребителя, - пояснил «Эксперт Online» Максим Балашов, заместитель генерального директора РУСАЛ по вопросам энергетики. - Наличие высокой доли гидрогенерации, а также ввод энергоблоков Саяно-Шушенской и Богучанской ГЭС, обеспечит потребителей более низкой по сравнению с европейской зоной ценой и будет способствовать развитию рыночных условий без дискриминации. Кроме того, либерализация второй ценовой зоны позволит потребителям заключать прямые двусторонние договоры на фиксированных условиях и на долгосрочной основе».
 
С резкой критикой этой инициативы выступило ОАО «Э.ОН Россия» (управляет пятью тепловыми электростанциями), владельцем которой является международный энергетический концерн E.ON – крупнейших иностранный инвестор в энергетике страны. Компания направила в Минэнерго письмо с просьбой не принимать постановление о либерализации цен в представленной редакции, поскольку это «предоставление избыточных преференций владельцам гидроэлектростанций».

«В разрез правительственным решениям о «заморозке» тарифов данным проектом Постановления предлагается снизить до 50% долю объема мощности ГЭС, реализуемую по цене регулируемых договоров. Продажа оставшегося объема мощности ГЭС осуществляется по ценам, сформировавшимся по результатам конкурентного отбора мощности. По нашим экспертным оценкам в результате применения вышеописанных мер, выручка от продажи мощности для значительной части ГЭС, расположенных во второй ценовой зоне, возрастет более чем на 50%, что приведет к росту нагрузки на потребителя на 2,5% (≈4 млрд. руб.)», - говорится в обращении компании. 

Дуэль на цифрах

По расчетам «Э.ОН Россия», если правительство решит и дальше продолжать либерализацию рынка мощности ГЭС, то продажа 50% мощности ГЭС по усредненным ценам конкурентного отбора мощности (КОМ, сейчас составляет 97,5 тыс. руб./МВт в месяц) обойдется потребителям уже в 3,7 млрд рублей в год дополнительных расходов. А продажа того же объема мощности по максимальным ценам КОМ в 160 тысяч руб./МВт в месяц существенно ухудшит экономическое положение остальных потребителей в Сибири, поскольку 8,8 млрд рублей дополнительной нагрузки будет для них тяжелой ношей.
На это заявление в тот же день отреагировала госкомпания «РусГидро» (объединяет более 70 объектов возобновляемой энергии), заявив, что инициатива Минэнерго – не предоставление избыточных преференций, а «устранение дискриминации ГЭС», которым с 2011 года стали сдерживать рыночные тарифы, в отличие от тепловых станций.

«Норма о стопроцентной тарификации мощности ГЭС принималась в 2011 году с целью сдерживания роста тарифов для конечных потребителей в ОЭС Сибири. По факту же, после введения этой нормы существенная часть денежного эффекта была перераспределена в адрес компаний тепловой генерации за счет одновременной отмены price cap (предельная цена на мощность – прим. ред.) в зоне свободного перетока Сибири. В результате четвертый год подряд сибирские ГЭС продают мощность по существенно более низкой цене, чем остальные генераторы в ОЭС Сибири», - говорится в сообщении госкомпании.

Пресс-служба «РусГидро» приводит свои расчеты: в 2013 году сибирские ГЭС могли бы дополнительно получить более 20 млрд рублей от продажи мощности по рыночной цене, формируемой по результатам КОМ (156 тысяч руб за МВт/месяц). Но из-за тарифного регулирования эти деньги к гидрогенераторам не попали, они были частично перераспределены в пользу тепловой генерации и частично – потребителям, которые существенно снизили свои расходы на покупку мощности. Из этих 20 млрд на долю «Русгидро» приходится 5,5 млрд руб. За 2011-2013 годы суммарные потери «Русгидро» из-за продаж по тарифу, устанавливаемому для регулируемых договоров, составили почти 10 млрд руб.

«Гидрогенерация и так находится в привилегированном положении – в результате неоднократного вмешательства регулирующих органов власти в деятельность ОРЭМ (оптовый рынок энергии и мощности – прим. ред). В последние годы одновременно с повышением цен на газ росла маржинальная доходность у всех ГЭС без пропорционального прироста затрат, поскольку в отличие от ТЭС, гидрогенерация практически не закупает топливо. Дельта между фактическим доходом гидрогенерации России (от продажи электроэнергии и мощности) и тарифом ФСТ (РД) составила в 2012-2013 годах порядка 150 млрд руб. То есть, это тот объем средств, в пределах которого можно снизить нагрузку на потребителя. И в этих условиях говорить об убыточности ГЭС даже теоретически – это по меньшей мере странно. Тем более странно заявление государственной компании «РусГидро» о якобы имевших место выпадающих доходах в размере 10 млрд руб. в 2011-2013 годах», - считает источник в «Э.ОН Россия».

«Не стоит забывать, что в 2011 году для «РусГидро» была утверждена надбавка в размере 18 млрд рублей, которая после решений по сдерживанию цен была скорректирована до уровня 13 млрд, что в конечном итоге выразилось в увеличении цены мощности ГЭС на 89 538,13 рублей/МВт в месяц», - отмечают в компании "Э.ОН Россия".

Но в крупнейшей генерирующей компании страны подозревают, что «Э.ОН Россия» попросту боится потерять сверхприбыли:
«Березовская ГРЭС – сибирская теплоэлектростанция, принадлежащая «Э.ОН Россия», продает мощность по цене КОМ, которая в различные годы в 2,5 - 5 раз превышала тарифы, устанавливаемые для сибирских ГЭС. При этом стоит отметить, что с 2015 года после ввода нового энергоблока этой ГРЭС мощностью 800 МВт «Э.ОН Россия» увеличит свою ежегодную выручку на 14 млрд. руб. за счет механизма возврата инвестиций. То есть один единственный энергоблок принесет компании на несколько млрд руб больше, чем продажа мощности всех ГЭС Сибири (более 22 000 МВт) по тарифу в 2013 году и в 3,5 раза больше, чем дополнительный доход, который получат ГЭС "РусГидро" и "Евросибэнерго" в 2014 году при снижении тарифных ограничений от продажи мощности», - утверждают в «РусГидро».

Однако гидроэнергетики не скрывают, что их максимальный доход от продажи мощности после снижения тарифной нормы на 50% в 2014 году составит 1 млрд рублей.

Их позицию поддерживает и «Евросибэнерго» (контролируется En+ Group Олега Дерипаски), которая получит от либерализации дополнительно 3 млрд рублей в год.

«Ввод в строй энергоблоков Саяно-Шушенской и Богучанской ГЭС, а также новых объектов сетевой инфраструктуры, сформировал предпосылки для существенного снижения цен на электроэнергию в Сибири (только в текущем году в регионе более чем на 30% снизилась цена на мощность), - заявил генеральный директор «Евросибэнерго» Вячеслав Соломин. -  В этих условиях конкуренция тепловой и гидрогенерации должна вестись в равных экономических условиях, строиться на сокращении издержек и повышении внутренней эффективности, а не на искусственном регулировании наиболее эффективного производителя. Ведь у ГЭС по сравнению с ТЭС нет возможности получать выручку от продажи тепла».

Лобби Дерипаски

В том, что к появлению проекта постановления правительства приложил руку владелец РУСАЛА Олег Дерипаска, мало кто сомневается. РУСАЛ владеет пятью алюминиевыми заводами в Сибири, которые питаются энергией от ГЭС «Евросибэнерго» (управляет группа En+ входящая в «Базовый элемент») и от Богучанской ГЭС. Последнюю компания Олега Дерипаски строит совместно с "РусГидро". Первые четыре агрегата Богучанской ГЭС были введены в эксплуатацию в 2012 году, а выход на полную мощность зависит от «производственной конъюнктуры Сибири».

«Очевидно, что такое решение мог проллобировать только Дерипаска, поделился с «Эксперт Online» Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности. – Он уже с другими промышленниками пролоббировал ослабление рубля, что мы и наблюдаем, для увеличения экспортной выручки. А добивается он обычно своего, заявляя о закрытии заводов. На Урале уже два завода зарыты, недавно грозил закрыть в Сибири. Понятно, что он будет получать от ГЭС мощности по одним ценам, а другие промпотребители - по рыночным».

То, что предприятия РУСАЛА будут добиваться скидки, на предприятии не скрывают:

«Мы будем пытаться просить ГЭС продать нам электроэнергию со скидкой. Мы исходим из того, что должны обеспечить безубыточную работу наших заводов. Полностью компенсировать убытки, которые мы понесли в прошлом году, конечно, не удастся», - заявлял ранее СМИ Балашов.

«У заводов РУСАЛА с 2007 года затраты на электроэнергию выросли в пять раз, - уточнил «Эксперт Online» Максим Балашов. - Семь лет назад тарифы устанавливало ФСТ – они были экономически обоснованные, сейчас рынок диктует правила. В то же время цена  на алюминий на лондонской бирже металла такая как в  начале 2004 года. Предложите энергетикам продавать свою продукцию по ценам 2004 года и посмотрите, что они скажут. Конечно, проще просить постоянно повышать цены, чем бороться с затратами. Это иждивенческий путь, нужно становиться взрослыми».

По мнению экспертов, от либерализации тарифов ГЭС пострадает «Э.ОН Россия», Сибэко, Сибирская генерирующая компания и «Газпром энергохолдинг». В последнем от официальных комментариев отказываются, хотя источник в компании говорит, что здесь недовольны тем, что правительство прислушивается к мнению «двух ГЭС, у одной из которых алюминиевая нога».

Свою позицию по этому поводу не высказывают и в РСПП. Впрочем, эксперты считают, что крупные промышленники могут скорее поддерживать активность Олега Дерипаски, поскольку многие имеют собственные генерации.

«У нас давно своя генерация, но считаю, что рыночная логика в либерализации цен есть, - пояснил «Эксперт Online» генеральный директор ОАО «Техуглерод» Валерий Каплунат. - Это решение даже запоздалое, поскольку давно пора усилить конкуренцию на открытом рынке электроэнергии. Наличие большого числа «вынужденной» генерации, отсутствие программ оптимизации у сетевых компаний привело к тому, что у нас тарифы оказались выше, чем в США. Следовательно, и конкурентоспособность предприятий ничтожная».

Не испытывает беспокойства и представитель сибирской теплогенерации:

«Для электростанций ТГК-11 это решение не сыграет сегодня сколько-либо серьёзной роли, поскольку приоритет при отборе мощностей на оптовом рынке имеют ГЭС, атомные станции, а затем уже только тепловые по ранжиру эффективности (если они не имеют статуса вынужденного генератора тепловой мощности). Удорожание коснётся только потребителей», - пояснил «Эксперт Online» директор Омского филиала ОАО «ТГК-11» Виктор Гаак.

Таким образом, общественное обсуждение проекта постановления Минэнерго о либерализации тарифов ГЭС оказалось острым и явно затрагивающим интересы промпредприятий. Если же после выхода половины мощностей сибирских ГЭС на рынок в самом деле окажется, что цена для большинства промпредприятий повысится, это как минимум дискредитирует решение правительства о заморозке в этом году тарифов для помощи производству. Как максимум - станет "братской помощью" РУСАЛУ и "РусГидро" в строительстве Богучанской ГЭС и повышению конкурентоспособности российского алюминия.

Автор: Александр Лабыкин

Источник: Эксперт online, 10.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики