Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литва покупает газовую независимость

Литва покупает газовую независимость

Президент Литвы Даля Грибаускайте в южнокорейском городе Ульсан приняла участие в церемонии спуска на воду и имянаречении судна — хранилища сжиженного газа, предназначенного для Клайпедского терминала СПГ.

Судно построила одна из норвежских компаний в кооперации с корейцами. Несложно догадаться, какое имя было дано этому судну — Independence («Независимость»).

Президент Литвы очень горда этим событием. Понятно, что под независимостью подразумевается, что Литва освободится от поставок газа из России. Госпожа Грибаускайте даже построила геополитический треугольник Норвегия—Литва—Южная Корея. Хотя непонятно, что это за треугольник, откуда он взялся.

Но дело не в этом, а в том, что ожидание получения независимости смешно. Очень показателен опыт соседа Литвы по Балтике — Польши. Там тоже строят терминал по приему СПГ в Свиноустье. Удивительная вещь! Как только они стали контрактовать газ, так сразу выяснилось, что сегодня тот же Катар готов продавать им газ по цене  $650-700 за тонну. И Польша при цене российского газа для нее (при пересчете в СПГ) примерно $400 за тонну, при средней цене в Европе $380, начинает контрактовать катарский газ. То есть новый газ будет обходиться полякам почти в два раза дороже. Вот это гримаса диверсификации. О чем ратовала Польша, строя терминал? Придет катарский газ, он будет конкурировать с российским, и цены снизятся.

Абсолютно то же самое будет и в Литве. Вильнюс жаловался, что Россия душит Литву монополией, что она на 100% контролирует литовский рынок и это приводит к высоким ценам. А на самом деле тот СПГ, который привезет судно «Независимость», будет как минимум в два раза дороже российского. Не говоря уже о том, что конечные потребители в Прибалтике платят за газ одну из самых низких в Европе цен. В этом смысле Литва живет довольно серьезными мифами и превратила всю эту историю с СПГ-терминалом, к сожалению, в грандиозное политическое шоу с весьма печальным для себя экономическим эффектом.

То же самое, кстати, будет и с применением Третьего энергопакета. «Газпром» готов уйти из владения газотранспортной системой. Это означает, что Литва будет сама заниматься ее ремонтом и содержанием, что приведет к дополнительным затратам. Но снижения цены на газ для Литвы не произойдет. Если она будет покупать СПГ по $650-700, то, как мы понимаем, снижением это назвать не получится.

Вот любопытная история, когда диверсификация на деле оборачивается появлением гораздо более дорогого газа на рынке Европы. И Европа его с удовольствием берет. В Польше никто не удивляется таким раскладам. Это называется «плата за диверсификацию». Видимо, газовая независимость стоит очень дорого. Получается, что такой ненадежный якобы поставщик, как Россия, который использует свой монопольный статус, готов продавать газ в два раза дешевле, чем супернадежный и политически нейтральный, по версии Литвы, Катар. Так что, в общем, политические мотивы понятны, хотя с точки зрения экономики мы наблюдаем с этим СПГ на Балтике очевидное безумие.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: ИТАР-ТАСС, 21.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики