Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В игре за целостность Украины козырной туз - стабильный транзит российского газа в Европу (аудио)

В игре за целостность Украины козырной туз - стабильный транзит российского газа в Европу (аудио)

Долг Украины перед Россией за газ составляет миллиард 620 миллионов долларов, сообщил исполняющий обязанности главы украинского министерства энергетики Эдуард Ставицкий. Долги украинских предприятий ЖКХ — главная преграда, мешающая рассчитаться за поставки. Между тем цена на газ для Украины может вырасти на треть уже с апреля. Обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.

Украина к середине февраля погасила практически половину долга за прошлый год и часть задолженности за газ, купленный в январе. Эти деньги бюджет страны выделил «Нафтогазу» за счет кредитного транша из России на 3 миллиарда долларов, о котором стороны договорились в декабре прошлого года. Москва готова была выдать вторую часть кредита на 2 миллиарда, но из-за дестабилизации обстановки на Украине приостановила операцию. Сейчас денег в украинской казне нет. Под вопросом и увеличение закупок газа, на которое рассчитывала российская сторона, предоставляя скидку на газ, считает эксперт в нефтегазовой отрасли Дмитрий Лютягин.

Эксперты полагают, что срыв договорённостей может привести к отмене скидки, которая должна утверждаться ежеквартально. Сегодня украинская сторона получает газ по 268,5 доллара за тысячу кубометров. Это на треть ниже цены, предусмотренной контрактом от 2009 года. Скидка даёт возможность Украине экономить от 5 до 7 миллиардов долларов ежегодно. При этом с осени страна фактически берет топливо у «Газпрома» бесплатно, говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Платежи «Нафтогаза» не успевают за ростом долга. Кроме того, непонятно, кто будет дальше вести переговоры с Россией.

В большой игре за целостность Украины «козырным тузом» может стать стабильный транзит российского газа в Европу, полагает старший аналитик компании «Арбат капитал» Виталий Громадин. Для Киева это один из немногих стабильных источников дохода. Пока поставки по украинской газотранспортной системе идут на уровне, который был до смены власти, но риски возрастают.

Киев будет искать финансовую поддержку в Евросоюзе, чтобы помочь своей экономике. То есть, возможно, новое правительство пойдёт на какие-то связи с Россией, чтобы получить скидку. Допустим, это будет связано с военной базой в Севастополе», — считает Громадин.

Ситуация прояснится после того, как будет сформировано новое украинское правительство. Эксперты не исключают, что если не удастся договориться о скидке, то украинская сторона вернётся к практике реэкспорта газа из Европы. На этом фоне «Газпром» может форсировать переговоры с Еврокомиссией по приданию другого статуса строящемуся в обход Украине «Южному потоку». Сегодня новый газопровод противоречит требованиям Третьего энергопакета, по которому одна и та же компания не может одновременно являться поставщиком и владеть распределительными газовыми сетями.

Источник: Вести ФМ, 26.02.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики