Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Родственный обмен

Родственный обмен

О том, что госкомпании обсуждают возможность обмена нефти с Южно-Киринского месторождения «Газпрома» (проект «Сахалин-3») на газ с проекта «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil, «Роснефть» — ее партнер), «Ведомостям» рассказал источник, близкий к группе «Газпром». Знает об этом и чиновник профильного министерства. По словам человека, близкого к «Газпрому», пока ведутся предварительные консультации: «Это не официальные переговоры, и конкретной схемы обмена еще нет». Представители «Газпрома» и «Роснефти» отказались от комментариев. Представитель Exxon не отвечал на звонки.

Южно-Киринское считалось чисто газовым месторождением, но в прошлом году «Газпром» нашел там 464 млн т нефти. Дочерняя «Газпром нефть» уже выразила желание добывать ее. Но по Южно-Киринскому «будет приниматься точечное решение в зависимости от целесообразности», отмечает человек, близкий к «Газпрому». Вероятно, оно будет зависеть от исхода переговоров«Газпрома» с «Роснефтью», считает аналитик UBS Максим Мошков.

Нефть — более ликвидный товар, но «Газпрому» нужен новый газ на Сахалине для расширения совместного с Shell завода СПГ «Сахалин-2» и строительства «Владивосток СПГ», отмечает замруководителя Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

«Газпром» не раз пытался договориться с Exxon и «Роснефтью» о покупке газа «Сахалина-1» для расширения «Сахалина-2», но Exxon не хотела продавать газ по внутренней цене, а «Газпром» отказывался платить экспортную. Из-за этого газ «Сахалина-1» (запасы — 485 млрд куб. м) в основном закачивается обратно в пласт. Год назад президент «Роснефти» Игорь Сечин предложил отменить монополию «Газпрома» на экспорт СПГ и объявил, что для газа «Сахалина-1» «Роснефть» построит с Exxon собственный завод по сжижению (инвестиционное решение еще не принято).

«Газпром» летом начал склоняться к тому, что от расширения завода «Сахалина-2» придется отказаться, рассказывали источники «Ведомостей» в концерне. Он собирался сконцентрироваться на строительстве завода «Владивосток СПГ», основной ресурсной базой которого называлось Южно-Киринское. Начать добычу газа на нем и запустить завод планировалось в 2018 г.

Из-за найденной нефти планы вновь изменились. По технологии нефть извлекается первой, и это сдвигает газовую фазу. Южно-Киринское запустят не раньше 2019 г., признал «Газпром» в проспекте к евробондам, а на пик добычи газа оно выйдет только в 2023-2024 гг. вместо 2020 г. Ввод «Владивосток СПГ» также переносится — на 2019-2020 гг., сообщило в четверг Bloomberg. Представитель «Газпрома» это отрицает, обещая, что предприятие заработает в срок.

В то же время «Газпром» внезапно вернулся к планам расширения СПГ-завода на «Сахалине-2». Неделю назад его предправления Алексей Миллер и главный исполнительный директор Shell Бен ван Берден подписали «дорожную карту» строительства третьей очереди предприятия. Что станет ресурсной базой для расширения, представитель «Газпрома» не говорит. «Этот вопрос будет обсуждаться дополнительно, рассматриваются разные варианты», — говорит представитель Shell.

Расширение завода «Сахалина-2» выглядит наиболее реалистичным именно при использовании для этого газа «Сахалина-1», замечает завотделом нефтегазового комплекса ИНЭИ РАН Татьяна Митрова, отмечая «очень низкую» способность договариваться между собой у «Газпрома» и «Роснефти». Компании, вероятно, сильно разойдутся в коэффициентах пересчета, согласен аналитик«Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Решение может быть административным, ведь президент Владимир Путин не раз призывал госкомпании координировать проекты на Дальнем Востоке, полагает Гривач.

Для СПГ-завода «Роснефти» нужна новая инфраструктура, у «Газпрома» на Сахалине она есть, а у «Роснефти» есть вся нефтяная инфраструктура, говорит Гривач. «Роснефти» проще отказаться от строительства завода СПГ, долгосрочные перспективы которого с точки зрения ресурсов непонятны, зато ей нужна нефть для выполнения контрактных обязательств (см. врез), отмечает Мошков.

«Если договориться удастся, то мы увидим принципиально новые схемы освоения запасов Сахалина, чего не хватало, особенно когда выбор стоит между несколькими не очень удачными проектами, на которые еще и сырья недостаточно», — резюмирует Митрова.

Авторы: Михаил Серов, Елена Ходякова, Галина Старинская

Источник: Ведомости, 03.03.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики