Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина окончательно утратит монополию на транзит газа из России в Европу

Украина окончательно утратит монополию на транзит газа из России в Европу

На Украине все идет к преждевременному увяданию части единой системы газоснабжения, доставшейся этой стране в наследство от Советского Союза. Об этом говорится в февральском аналитическом докладе Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) «Транзитное проклятье Украины».

Для России и Газпрома монопольный характер украинского участка трубы в Европу на протяжении 20 лет постсоветской истории – это источник рисков, имиджевых проблем и финансовых потерь (начиная от несанкционированного отбора и заканчивая транзитными войнами). Риски, которые нужно либо контролировать, либо минимизировать, отмечают авторы исследования.

Однако, говорится в докладе, «в силу повышенной политической чувствительности вопроса о владении украинской газотранспортной системой (а газовая труба стараниями украинских политиков уже превратилась в символ национального суверенитета) договориться с Киевом о взаимовыгодной формуле управления этими рисками в долгосрочной перспективе пока не удалось».

«Это ставит под сомнение само существование Украины как транзитера российского газа в Европу, - заявляют в Фонде, - поскольку Москва последовательно снижает зависимость от украинской ГТС в сфере поставок газа на экспорт. И уже довела ее до 50%. При чем акцент в последнее время (в отличие от первой половины 2000-х) делается именно на снижении физических объемов прокачки через украинскую трубу путем переброски транзитных объемов на новые обходные маршруты.

Согласно итогам доклада ФНЭБ:

• После ввода в эксплуатацию «Южного потока» вне зависимости от режима его функционирования Украина окончательно утратит монополию на транзит газа из России во все страны Европы. За счет организации реверсных потоков газ может быть экстренно доставлен в любую страну, получающую газ в соответствии с долгосрочными контрактами.

• Актуальные потоки газа будут зависеть от конъюнктуры и статуса украинской ГТС, обеспечивающего комфортные и надежные условия для поставщика газа, а именно Газпрома. Украина может сохранить транзит от 30 до 60 млрд кубометров газа в год в зависимости от спроса на газ в Европе, но только в случае перехода к модели совместного управления газотранспортной системой. У Киева есть не больше 1 года для того, чтобы определиться с действиями в отношении ГТС. Затем решения, связанные с полномасштабной реализаций «Южного потока», станут необратимыми.

• В условиях отсутствия транзитного потока со стороны России идея функционирования украинской ГТС в соответствии с нормами «третьего энергетического пакета» ЕС теряет практический смысл. Также как и схемы поставок газа из Европы, известные как «виртуальный» реверс. В то же время возникнут возможности для организации реальных поставок из Европы, но уже с другими затратами на транспортировку и организацию потока газа в реверсном режиме на территории самой Украины. 

• Пока планы существенного увеличения собственной добычи газа на Украине остаются на бумаге и в воображении украинских чиновников. В обозримом будущем стране будут требоваться 25-35 млрд кубометров импортного газа. Реального альтернативного источника поставок, кроме газа из России (идет ли он с Востока или через европейские сети) у Украины нет. При этом большая часть газа потребляется именно в восточных регионах страны, что уменьшает вероятность отказа от импорта газа непосредственно из РФ.

После развала Советского Союза в юрисдикции Украины осталась важнейшая часть единой системы газоснабжения, обеспечивающей доставку в европейские страны газа с месторождений в Западной Сибири, а также Оренбурга и Средней Азии. Украина распоряжается крупнейшей в мире системой транзита газа, способной транспортировать через территорию страны до 140 млрд кубометров. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 03.03.2013


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики