Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергокомпаниям могут запретить использовать офшоры

Энергокомпаниям могут запретить использовать офшоры

В «Народном фронте» считают, что предприятия, занимающиеся жизнеобеспечением граждан, могут находиться только в российской юрисдикции

В России в ближайшее время может появиться законопроект, запрещающий иностранную юрисдикцию ресурсным компаниям, которые занимаются жизнеобеспечением граждан страны, поставляя им энергию, тепло и воду. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ОНФ. 

— Многие считают, что в этом вопросе имеет место посягательство на права частного капитала. Но позиция ОНФ состоит в том, что инженерные коммунальные системы и сфера электроэнергетики кардинально отличаются от любого другого бизнеса. Это системы, которые обеспечивают жизнедеятельность людей. Это общественно значимая собственность, даже если она частная. К ней надо относиться с большей ответственностью, и частный капитал сам должен понимать, что он занимается крайне важным делом, где риски недопустимы, — поясняет член центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» Валерий Фадеев. 

Он уверен, что если энергетическая компания является офшорной, то в этом случае есть ряд рисков. 

— Представьте ситуацию, деньги собрали, увели в офшор и уехали из России или вдруг случился кризис по кипрскому варианту, деньги там, за границей, а счета заморожены, как работать? — спрашивает Фадеев.

По его словам, «Общероссийский народный фронт» (ОНФ) будет настаивать на реализации требования президента РФ вывести из офшоров все компании, связанные с жизнеобеспечением граждан. Работа над законопроектом сейчас находится на этапе обсуждения. 

— Этот вопрос стоит в повестке дня страны, и ОНФ занимает в его решении самую активную позицию, — заявил Валерий Фадеев.

В пресс-службе ОНФ уточнили, что пока идет концептуальное обсуждение законопроекта, однако не решен вопрос о том, кто будет заниматься проработкой документа — «фронтовики» или правительство.

Фадеев заявил, что правительство уже подготовило и внесло в Госдуму законопроект, по которому вводится запрет на иностранную юрисдикцию управляющих компаний в сфере ЖКХ. Теперь очередь за законодательной инициативой, которая позволит сделать рынок продажи, потребления энергии и распределения платежей за нее более прозрачным.

Вопрос о юрисдикции ресурсных компаний возник не случайно. Активисты ОНФ проанализировали данные 200 энергосбытовых компаний в России, имеющих статус «гарантирующих поставщиков электроэнергии», и выяснилось, что у почти полутора десятков этих предприятий (14 компаний) владельцами являются иностранные юридические лица, зарегистрированные в офшорных зонах: на Кипре, на Британских Виргинских островах, в Белизе, на Сейшельских Островах.

(Статус гарантирующих поставщиков электроэнергии дает право на льготы при закупках электроэнергии на оптовом рынке, а также право затем монопольно продавать электроэнергию потребителям.)

В пресс-службе ОНФ напомнили, что еще в конце 2012 года президент РФ Владимир Путин критиковал энергетиков за то, что они регистрируют компании в офшорах и таким образом коммунальные платежи россиян могут оседать в зарубежных банках.

— Были зафиксированы случаи банкротства гарантирующих поставщиков в результате вывода денежных средств через офшорные компании. Эти злоупотребления приводили к многомиллионным задолженностям перед сетевыми компаниями, осуществляющими поставку электричества. В конечном же счете страдали граждане, которые испытывали трудности с обеспечением электроэнергией, — заявили в ОНФ. 

«Фронтовики» уточнили, что после того как глава государства обратил внимание на эту проблему, Министерство энергетики начало лишать статуса «гарантирующих поставщиков электроэнергии» энергосбытовые компании, которые имеют банковские счета в офшорах и перекачивают туда коммунальные платежи. Так, статуса «гарантирующих поставщиков» были лишены энергосбытовые компании холдинга «Энергострим» в Брянске, Иваново, Орле и Омске. Но, как полагают в ОНФ, Минэнерго не завершило этот процесс, так как Владимир Путин позже вновь неоднократно поднимал эту проблему и дал поручение принять меры по деофшоризации экономики, в том числе в сфере ЖКХ. 

Между тем в Минэнерго заявили, что ведомство лишало ресурсные компании статуса «гарантирующего поставщика» только лишь потому, что их исключали с оптового рынка за накопленные долги поставщикам. 

В пресс-службе министерства также уточнили, что никакого «процесса отзыва права на работу энергетических компаний с иностранной юрисдикцией» не ведется, пока нет законодательного ограничения (на уровне банков) ведения счетов в иностранных юрисдикциях. 

— Деофшоризацию экономики можно проводить только на основании принятия законодательных ограничений по ведению счетов вне российских банков, — уверены в Минэнерго.

Эксперты уверены, что законопроект, запрещающий ресурсным компаниям иностранную юрисдикцию, был бы полезным.  

По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, затишье в процессе деофшоризации энергетиков — явление временное. 

— Надо четко понимать, контроль за ситуацией — на карандаше у руководства страны. И энергетическим монстрам, которые особо «отличились», не стоит расслабляться. Инициатива рано или поздно начнет работать. В свое время «Роснефть» провела сделку по слиянию ТНК-ВР в офшорной юрисдикции. На это обратил внимание президент, и тогда Сечин отметил, что это требование иностранных партнеров и выбора не было, кроме как фиксировать сделку вне российской юрисдикции. Но теперь многие компании будут вынуждены выйти из теневых офшорных схем. Об этом упоминалось и в послании Путина, — напомнил Пасечник

— Закон был бы полезен. В России уже была история с компанией «Энергострим», когда выяснилось, что деньги, полученные за осуществление сбытовой деятельности, выводились в офшор. А затем компания обанкротилась и лишилась статуса «гарантированного поставщика». Едва ли энергетики станут активно возражать — это вызовет определенные подозрения. Но есть недобросовестные компании, которые злоупотребляют своим положением на рынке, и в случае принятия закона им либо придется работать эффективно, либо с рынка уходить, — заявила специалист по энергетическому сектору агентства «Инвесткафе» Екатерина Шишко. 

Автор: Светлана Субботина

Источник: Известия, 07.03.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики