Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Американская угроза – это миф

Американская угроза – это миф

Наша проблема заключается не в том, что США вытеснят нас завтра с рынка нефти, а в том, что мы завтра, к сожалению, не сможем нарастить добычу.     

Одна из популярных нынче тем: Соединенные Штаты скоро зальют мир газом и нефть в качестве мести злой России, которая аннексирует Крым, а вслед за этим, по версии многих политиков, полезет в Балтику и вообще будет захватывать все подряд.

На самом деле страшилки о намерении Америки захватить весь энергетический рынок существуют уже несколько лет. Вначале они касались только газа, но когда стало ясно, что с поставками его на внешний рынок возникают серьезные проблемы, стращать стали американской нефтью. Начались истерики, дескать, ладно, не газом, но нефтью США точно зальют мир. Сейчас на полном серьезе блогосфера обсуждает готовность Штатов отменить запрет на экспорт нефти. Дело в том, что поставки энергоносителей в самой либеральной стране в мире очень зарегулированы. Для экспорта нефти и газа в США требуются специальные разрешения. Фактически экспорт нефти сегодня запрещен. Многие говорят: «Вот видите, сейчас по политическим мотивам США снимут запрет на экспорт, и американская нефть уже завтра придет на мировой рынок».

 С одной стороны, надо сказать, что успехи Соединенных Штатов с деле добычи сланцевой и традиционной нефти очевидны. Вместо истерики нам бы стоило взять это на заметку, потому что у нас, напомню, доминирующей является теория сырьевого проклятия, согласно которой надо делать все, чтобы сократить добычу нефти, потому что добыча нефти в цивилизованных странах является нонсенсом. Доморощенным теоретикам не мешало бы посмотреть, что происходит в США, чтобы наконец-то замолчать, хотя бы ненадолго. Но дело сейчас не в этом, а в объемах экспорта.

Давайте посмотрим на предварительные оценки 2013 года. Действительно, Соединенные Штаты довольно серьезно прибавили по добыче и вышли на уровень 7 млн баррелей в сутки (если мы привыкли мерить все в миллионах тонн, то американцы привыкли измерять в баррелях в сутки). Но чтобы залить мир нефтью, наверное, нужно иметь определенный ее профицит. А вот с этим как раз и возникает серьезная напряженка. США – огромный потребитель нефти и до сих пор крупнейший ее импортер. В 2013 г. потребление нефти в Соединенных Штатах составило чуть менее 19 млн баррелей в сутки. Обратите внимание на цифры: добыли 7 млн, а потребили почти 19 млн! Дефицит – 12 млн баррелей в сутки.

Обратимся к цифрам добычи в России, например, с которой Саудовская Аравия конкурирует за первое место. Так вот, добыча в России - примерно 10 млн баррелей в сутки. Как при такой ситуации экспорт из США будет нам угрожать?

История на самом деле банальная. Ситуация с экспортом нефти связана вовсе не с геополитикой, а с тем, что американские компании устали от того, что в последнее время разница между стоимостью нефти на бирже США и на европейской бирже стала слишком большой. То есть в Америке нефть стоит дешевле, чем в Европе. Это сознательная политика. Естественно, это выгодно для американской экономики, для американского населения, но невыгодно для компаний. И они хотят поставлять нефть в Европу не для того, чтобы спасти Европу от России, а для того, чтобы заработать денег. Но американское правительство с этим не согласно. Ведь стоит начать эти поставки, как цены на внутреннем рынке вырастут. Но даже если бы правительство и разрешило сегодня экспорт нефти из США, это ничего бы не поменяло, потому что рост экспорта из США означал бы и рост импорта в США. Поэтому сегодня всерьез говорить о том, что Соединенные Штаты уже завтра заменят Россию на мировом энергетическом рынке, абсурдно. Рынок нефти глобален, и если США завтра начнут поставлять в Европу, соответственно, арабы начнут увеличивать поставки в США, и все равно место на каком-то из рынков будет освобождаться. Вот почему никакой паники быть не должно. Но, конечно, смотреть на опыт добычи тяжелой нефти стоит, нужно и самим принимать решения, а не слушать байки насчет ресурсного проклятия. Наша нефть востребована, и если бы мы сумели сейчас добыть больше нефти, мы бы легко ее пристроили на мировом рынке.  

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики