Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Принуждение к транзиту

Принуждение к транзиту

Из-за ситуации с Крымом Еврокомиссия тормозит переговоры по двум важнейшим для России газотранспортным проектам — «Южному потоку» и газопроводу OPAL. Эксперты говорят, что таким образом Европа пытается принудить Россию к миру с Украиной, ведь без этих труб «Газпрому» придется продолжать транзит через украинскую территорию.

Еврокомиссия затягивает переговоры с Россией по поводу газопроводов. «Я не буду пытаться ускорить ход переговоров по поводу газовых трубопроводов, например по «Южному потоку». Напротив, такие переговоры будут отложены», — заявил в понедельник еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Он отметил, что необходимости срочно искать способы наращивания импорта газа в Европу на данный момент нет. Евросоюз не опасается перебоев в поставках газа, так как зимний отопительный сезон уже закончился.

Представитель «Газпрома» был для комментариев недоступен. Однако монополия явно не собирается задерживать проект. Как сообщает «Газпром» во вторник, наблюдательный совет компании South Stream Transport B.V. (оператор проекта «Южный поток») одобрил подписание договора на прокладку первой нитки морской части газопровода (всего их будет четыре, протяженность каждой превысит 930 км), а также на поставку труб для второй нитки.

«Проект «Южный поток» уверенно движется вперед, — отметил глава «Газпрома» Алексей Миллер. — До конца марта этого года будут подписаны договоры на укладку первой нитки, а также поставку труб для второй нитки. Уже менее чем через два года по новому, защищенному от транзитных рисков маршруту в Европу пойдет первый газ».

«Южный поток» — проект газопровода, инициированный «Газпромом». Труба должна служить поставкам российского газа в страны Европы в обход Украины. Мощность газопровода составит 63 млрд кубометров, запуск запланирован на конец 2015 года, на полную мощность труба должна выйти в 2018 году. Однако у Евросоюза есть ряд претензий к проекту. В частности, «Южный поток» нарушает положения так называемого Третьего энергопакета ЕС, который запрещает одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа. Россия неоднократно просила вывести «Южный поток» из-под действия Третьего энергопакета.

Кроме того, ранее Еврокомиссия заявляла, что существующие двусторонние соглашения по «Южному потоку», которые с «Газпромом» заключили Австрия, Венгрия, Болгария, Греция, Словения, Хорватия и Сербия, нарушают законодательство ЕС, и Еврокомиссия ожидает их пересмотра. Она призывала европейские страны не исполнять двусторонние соглашения, если РФ не согласится их пересматривать. В частности, пресс-секретарь Эттингера Марлен Хольцнер говорила, что трубопровод должен быть доступен для третьих сторон, то есть энергетических компаний из ФРГ, Франции и других стран.

Кроме того, Еврокомиссию не устроило, что тарифы на прокачку будет устанавливать «Газпром», в то время как, согласно законодательству Евросоюза, их должен предлагать независимый управляющий и утверждать регулятор ЕС.

Впрочем, в конце января Еврокомиссия заявила, что не будет требовать пересмотра уже существующих соглашений. Россия и Евросоюз договорились о создании рабочей группы, которая займется урегулированием правовых и технических вопросов «Южного потока». Однако теперь Еврокомиссия заявляет, что переговоры будут отложены.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что заявления ЕК носят исключительно политической характер.

«Из-за ситуации на Украине Европа будет пытаться всячески уколоть Россию, демонстрируя свое недовольство, — комментирует эксперт. — Не исключаю, что обострится ситуация с антимонопольным расследованием против «Газпрома». (Еврокомиссия ведет его уже на протяжении нескольких лет, подозревая «Газпром» в злоупотреблении доминирующим положением. Если обвинения будут доказаны, это может грозить монополии штрафами на общую сумму $10–15 млрд.)

Евросоюз пытается удержать Россию на украинском маршруте газового транзита. Кстати, об этом, по словам Симонова, говорит и отказ ЕС разрешить «Газпрому» нарастить прокачку через газопровод OPAL. В этот газопровод поступает российский газ из трубы «Северный поток». «Газпром» хотел увеличить поставки через OPAL, однако Еврокомиссия выступала против, ссылаясь на все тот же Третий энергопакет. Решение должно было быть принято 10 марта, однако в понедельник официальный представитель Еврокомиссии Сабин Бергер заявила, что сроки обсуждения вопроса продлены. По ее словам, это связано с прояснением дополнительных технических деталей.

Кстати, Бергер также отметила, что заявление Эттингера о «Южном потоке» связано с политической ситуацией, а технические вопросы проблем не вызывают.

Константин Симонов указывает, что, оказав поддержку новым властям Украины, Европа фактически приняла на себя ответственность за эту страну. «Если Украина потеряет российский транзит (а введение «Южного потока» грозит почти полным прекращением транзита), это будет означать для Киева потерю миллиардных доходов (в прошлом году Россия заплатила за транзит через Украину $3,6 млрд. — «Газета.Ru»), — говорит глава ФНЭБ. — И эти потери Украине никто не компенсирует. Поэтому Еврокомиссия старается максимально оттянуть момент, когда транзит российского газа через украинскую территорию будет прекращен».

«Без «Южного потока» и при ограниченном доступе к мощностям газопровода OPAL основное предприятие Российской Федерации будет вынуждено продолжать газотранзитное сотрудничество с Украиной намного дольше, чем предусматривалось планом», — считает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

При этом, по словам эксперта, у России появился уникальный шанс — в случае прекращения Крымской операции она может получить для «Южного потока» желаемый статус трансевропейского газопровода. Это означает, что проект получит всемерную поддержку Еврокомиссии. «Плюс к этому — вывод «Южного потока» из-под действия положения Третьего энергопакета», — полагает Корчемкин.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 11.03.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики