Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьбу украинской ГТС будут решать в Евросоюзе (видео)

Судьбу украинской ГТС будут решать в Евросоюзе (видео)

Киев намерен просить Евросоюз о помощи в ликвидации газовых долгов перед Россией. На встрече будет также затронут вопрос финансирования реконструкции газотранспортной системы страны. Во сколько обойдется капитальный ремонт и что будет с транзитом газа, выяснял корреспондент «МИР 24» Михаил Терентьев.

Первые разговоры о тотальной реконструкции всей газотранспортной системы Украины начались еще восемь лет назад. Тогда инициатором выступил «Газпром», деньги готовы были дать. Но официальный Киев отказался, хоть и понимал - ремонт жизненно необходим. Вопрос отложили на неопределенный срок, но сколько еще сможет отработать вся система без сбоев, неизвестно, ведь ее строили еще при Советском Союзе.

«30-40 лет - это сроки амортизации основных технических средств, которые работают в газопроводном транспорте. Поэтому, сами понимаете, изношенность достаточно высокая», - говорит заведующий сектором газовых рынков института энергетики и финансов Владимир Ревенков.

Тем не менее, к вопросу о реконструкции вернулись в этом году. Официальный Киев просит помощи у Запада. Да и Евросоюз вроде не против - об этом заявил глава еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Даже цену вопроса подсчитали - пять миллиардов евро. Но единственное, о чем сегодня говорят эксперты, не о сроках реализации проекта, а о его целесообразности.

«Ремонтировать сейчас ГТС Украины это, конечно, идиотизм, европейцам. Еще раз повторюсь, 4-5 лет и мы полностью исключим украинскую ГТС из транзитной системы, ее судьба решена», - объясняет руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Сейчас для транзита газа в Европу Россия использует три маршрута. Украинскую ГТС, белорусский газопровод и «Северный поток». Нагрузка почти поровну. Но нестабильная ситуация в Незалежной заставила искать иные пути, минуя Украину. Таким вариантом стал «Южный поток». Его запустят уже в будущем году. Он сможет взять на себя львиную долю поставок более 60 миллиардов кубометров в год. Это даже с заделом на будущее.

В таком случае использовать ГТС Украины киевские эксперты предлагают в качестве хранилища европейского газа. Тем более, по объему они одни из крупнейших в Европе. Однако для этого действительно придется вложиться, чтобы перестроить всю систему.

«Хранилище находится на западе Украины, а потребители основные на востоке, где промышленные предприятия, основное население. Когда наступает зима, восток потребляет больше газа, а возмещается все это из хранилищ, которые находятся в Европе. Поэтому эти хранилища без прямых поставок газа из России мало имеют ценность», говорит директор института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Впрочем, Украина все же намерена отказаться от прямых поставок российского газа. Киев делает ставку на реверсные потоки. Это все то же российское топливо, но купленное уже в Европе. На деле оно получается дешевле, население выигрывает, а вот экономика страны явно теряет.

«Украина предоставила право реэкспорта газа не «Нафтогазу», а коммерческим компаниям Фиртыша, Ахметова, Курченко, которые не платили НДС с этого газа. Все это делалось в ущерб экономике Украины, лишь бы показать, что Украина может обойтись без российского газа», - говорит Константин Симонов.

Судьба всей ГТС и транзита газа через Украину решится уже сегодня. В каком ключе пойдет диалог, а главное, что предложат Украине, эксперты говорить не берутся. Все сходятся лишь в одном - на уступки Запад вряд ли пойдет.

Источник: МТРК «МИР 24», 21.03.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики