Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Концепция «трех пятерок» для России

Концепция «трех пятерок» для России

Отечественная нефтяная отрасль сегодня находится в весьма странной ситуации. С одной стороны, все мы охотно констатируем, что это «становой хребет» российской экономики и что именно от ее развития во многом зависит будущее страны. Но, с другой стороны, в последнее время создается впечатление, что она должна постоянно «каяться» в разного рода «грехах», порой от нее даже весьма далеких. А собственное благополучие становится исключительно ее и только ее проблемой. Посмотрите, например, на многие российские СМИ - там об отрасли практически постоянно говорят с явно «медицинскими» или «мистическими» акцентами. Она и «нефтяная игла», и «сырьевое проклятие», и «бензиновое государство», и главная "бацилла «голландской болезни»...

С легкой руки журналистов и некоторых экономистов получается, что России просто «не повезло» с ее запасами углеводородного сырья и она вынуждена «мучиться» с ними. Более того, в начале 2006 г. предложенный Россией «на суд» мировой общественности термин «энергетическая сверхдержава» неожиданно попал во все тот же «список болезней», а ведь на самом деле данное определение изначально было призвано стать своего рода барьером, который бы и отделил все эти экономические «недуги» от истинного восприятия нашей страны на мировой арене. Короче говоря, нас всемирно «пристыдили» и стали ждать от России одобрения этого приговора с публичным посыпанием головы пеплом...

В ноябре прошлого года в одном из западных изданий с удивлением прочитал слова премьер-министра Канады господина Харпера о том, что он-де "видит в своей стране новую, только рождающуюся «энергетическую сверхдержаву». То есть оказывается, что то, чего Россия должна «стыдиться», для Канады - предмет гордости и восхищения собой.

Что и говорить, диверсификация экономики - благая идея. Но при этом, однако, складывается впечатление, что в вялости данного процесса «виноват» именно ТЭК. Хотя лично у меня имеется огромное сомнение в том, что такая диверсификация ныне вообще возможна. Но вина ли в этом нашего энергетического комплекса, год от года наращивающего свою долю в экономике?! Конечно, нет. Наоборот, усиление нефтегазовой промышленности - благо для государства. А вот диверсификация - это уже «сфера ответственности» не нефтяников и газовиков, а правительства...

Я хотел бы предложить на суд уважаемой аудитории достаточно простую концепцию «трех пятерок». Первая пятерка - составные части энергетической сверхдержавы; вторая - основные задачи для нефтяной отрасли и ее компаний; наконец, третья - цели государства, которые оно должно достичь для своего поступательного развития.

Итак, какие же положения входят в «первую пятерку»?

Первое - это то, что Россия должна стать крупнейшим и стабильным производителем нефти и газа в мире. И если с газом все в порядке, то выход на первое место по добыче нефти - весьма знаменательная задача как для самой отрасли, так и для экономики РФ в целом. Это укрепит позицию нашей страны как энергетической сверхдержавы.

Второе положение - это целенаправленное вовлечение России в процесс формирования цен на нефть на мировом рынке. Кстати, в прошлом веке система определения стоимости "черного золота "менялась радикально (к примеру, это произошло в 70-80-е годы). Не исключено, что такое же может случиться и в XXI веке.

Третье - необходимость закрепиться и поступательно расширять свое присутствие на трех крупнейших рынках сбыта: в Западной Европе, США и Юго-Восточной Азии. Будущее страны как энергетическойдержавы в немалой степени зависит от налаживания нефтегазовых поставок в этих направлениях.

Четвертое - сохранение, по возможности, контроля над транзитом углеводородов из Центральной Азии и Каспийского региона. Причем это - весьма значимая для нас задача, так как конкуренция на мировом рынке энергоносителей все более возрастает.

И последнее, пятое, - это расширение присутствия наших компаний за рубежом путем приобретения новых активов, особенно в сегменте downstream, то есть в сфере переработки сырья и сбыта готовой продукции.

Теперь о «второй пятерке», то есть о пяти основных задачах для нефтяных компаний.

Первая задача - это, конечно же, существенный рост инвестиций в геологоразведку и освоение новых месторождений.

Вторая - углубление переработки сырья.

Третья - превращение отрасли в своего рода «магнит», притягивающий новые технологии в области добычи, переработки, транспортировки и т.п. Позволю себе заметить, что мне, например, стыдно из-за того, что Россия до сих пор не является членом мирового пула производителей сжиженного газа в промышленных объемах.

Четвертая - энергичное наращивание собственных активов за рубежом, особенно в сегменте переработки и сбыта.

Наконец, пятая задача - обеспечение прозрачностии открытости своей деятельности, ибо без этого не может быть и речи о занятии достойного места среди членов мировой нефтегазовой «высшей лиги». К достижению этой цели можно идти разными путями: аналогичными лукойловскому, то есть привлекая миноритарных партнеров, либо через IPO своих ценных бумаг на ведущих площадках фондового рынка, либо как-то еще.

«Третья пятерка» представляет основные задачи для государства.

Первая из них - это активная поддержка техкомпаний, которые вкладывают средства в развитие высоких технологий.

Вторая - то же самое, но уже относительно их деятельности в Восточной Сибири, о чем, кстати, много говорилось на данном форуме. В связи с этим хотел бы обратить внимание на одну деталь - на сроки освоения данного региона. Сегодня мы уже не можем тратить драгоценное время на дебаты, дискуссии, разного рода споры на тему создания нового центра по добыче углеводородов. Такой центр необходимо сформировать немедленно. Почему? Не только из-за нехватки нефти для нужд внутреннего рынка или наращивания экспортных поставок, но это еще и вопрос сохранения суверенитета России над своей восточной частью.

Третья - это ориентация российской внешней политики на закрепление за нашей страной понятия «энергетической сверхдержавы». Основные элементы данной стратегии следующие:

* защита интересов национальных компаний на внутреннем рынке, поддержка все шире культивируемой ими практики «обмена активами» с зарубежными корпорациями;

* содействие экспансии наших ВИНК на новые рынки,что может выражаться, в частности, в развитии новых транспортных маршрутов, а также в политическом обеспечении присутствия отечественных предприятий на мировых рынках в виде разного рода СП, альянсов и т.п.

Четвертая и пятая задачи (их можно объединить по своей значимости в одну) - это участие в процессе преемственности власти в странах Центральной Азии. Данный регион особенно важен для России, так как он в последнее время становится одним из наших основных конкурентов на мировом энергетическом рынке. Большинство государств этого региона вступают ныне в эпоху политической нестабильности, вызываемую сменой властных элит или растущей активностью местного населения. Россия как важный игрок энергетического сектора должна еще активнее отслеживать данные изменения, анализировать их и, повозможности, принимать в них участие, но исключительно в правовом или экономическом поле...

Опубликовано: аналитический журнал «Нефть России», № 1 2007 года.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики