Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Потребителей российского газа на юго-востоке Европы могут ждать неприятные сюрпризы» (аудио)

«Потребителей российского газа на юго-востоке Европы могут ждать неприятные сюрпризы» (аудио)

Украина хотела бы стать частью общеевропейского энергетического союза, если он будет создан. Об этом заявил журналистам премьер-министр государства Арсений Яценюк после встречи украинского временного правительства с представителями Еврокомиссии. Предложение создать европейский энергосоюз было высказано премьер-министром Польши Дональдом Туском в апреле. Он предполагает, что этот механизм будет противостоять монопольной позиции России как главного экспортера энергоресурсов в Европу. Яценюк также отметил, что Украина обратится в Стокгольмский суд по вопросу задолженности за газ. Политолог Константин Симонов рассуждает о том, что европейцам нужно серьезнее отнестись к газовому конфликту между Россией и Украиной.

Итак, свершилось. «Газпром», так и не дождавшись оплаты газового долга, объявил о переводе Украины на предоплату. Это должно было произойти до 16 числа — «Газпром» просто не стал тянуть до последнего. В прошлой своей радиоколонке я говорил о том, что Украина, выступая за европейские ценности, на самом деле строит государство на фундаменте ценностей совершенно антиевропейских. И газовая история это только подтверждает. Один из фундаментальных принципов римского права — pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться.

У украинского «Нафтогаза» есть договор с «Газпромом» от 19 января 2009 года. Не спешите думать, что новые киевские власти признают его незаконным. Все не так просто. Во-первых, Юлия Тимошенко, которую осудили за подготовку к подписанию газовых договоров, из тюрьмы выпущена, и все обвинения с нее сняты. Все это сделала Верховная рада, которая, как учат нас США, является единственным источником легитимной власти на Украине. Во-вторых, в мае новое правительство назначило заместителем министра энергетики Игоря Диденко. Именно он подписывал от «Нафтогаза» эти самые контракты. Так что все фигуранты газовых контрактов с украинской стороны вновь при деле, а клеймо предателей с них снято. В-третьих, Украина постоянно обещает обжаловать контракты в суде, но так до суда и не дошла. Потому что понимает слабость своей позиции. Стокгольмский суд — это не Печорский суд, и его решение может и не быть политически мотивированным.

Что просит «Газпром»? Всего лишь погасить долг за газ. Никакой политики. Никакого требования отменить выборы 25 мая или чего-то похожего. Просто просьба выполнить контракт. Украина не согласна с ценой на газ на второй квартал. Но цена в первом квартале Украину не смущала. А за газ она все равно не платила. Собственно, почему мы должны поставлять газ бесплатно стране, руководство которой нас ненавидит? Мы не душим их ценами — они берутся не с потолка, а из подписанного контракта.

Что же будет дальше? Пока паниковать не стоит. Летом Украина может обойтись и без российского газа. Все-таки 3 июня — это вам не 3 января. Вопрос в том, когда она собирается закачивать газ в подземные хранилища. Если на начало отопительного сезона в них не будет нужного объема газа, потребителей на юго-востоке Европы могут ждать неприятные сюрпризы. Поэтому европейцам нужно уже просыпаться и включаться в эту историю. Но проблема в том, что сейчас в руководстве ЕС сплошь хромые утки — 1 ноября многие руководители ЕС, включая Баррозу, уйдут в отставку. В этой ситуации выходит, что и договариваться некому. Да и на той территории, что останется к зиме от Украины, будет новый президент. В общем, ни в Европе, ни на Украине никто эту проблему решать не хочет. Но ведь зиму не отменишь. Жителям Словакии, Болгарии, Словении, Чехии, Греции, балканских стран, которые серьезно зависят от украинского транзита, пора уже начинать волноваться. Заложниками в этой ситуации являются именно они.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 14.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики