Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дополнительные доходы от «Сахалин-2» не рассорят акционеров

Дополнительные доходы от «Сахалин-2» не рассорят акционеров

У решения России продлить на три года получение части доходов в виде газа от проекта «Сахалин-2» вряд ли есть политический подтекст. Скорее всего, оно устраивает японских, британских и голландских партнеров. Тем более, что им вместе с Россией предстоит расширять проект строительством третьей очереди завода по производству сжиженного газа.

Правительство России своим решением продлило до 2018 года срок получения части газовых доходов от проекта «Сахалин-2». Речь идет о получении причитающихся России доходов в виде газа по соглашению о совместном разделе продукции (СРП) с инвесторами, разработавшими «Сахалин-2». Это британо-голландская Royal Dutch Shell и японские Mitsui и Mitsubishi. Этот газ Россия передавала (и будет передавать еще три года) основному акционеру проекта компании-оператора Sakhalin Energy – «Газпрому». Последний продает газ потребителям Сахалина и Дальнего Востока.

 

«Если бы у этого решения был политический подтекст, как-то связанный с реакцией России на введение Европой санкций в связи с ситуацией на Украине, то в Госдуме в профильных комитетах это бы заранее обсуждалось обязательно, - пояснил «Эксперт Online»  Дмитрий Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике. – Но ничего подобного я не слышал, значит это скорей всего просто техническое решение, заранее оговоренное со всеми сторонами. Тем более президент компании Shell недавно встречался с президентом России Владимиром Путиным и подтвердил свои намерения по участию в нефтяных проектах на Севере и Востоке страны. Так что политику здесь искать не следует».

Основной аргумент правительственного решения в том, что Киринское месторождение, добыча на котором началась в октябре прошлого года, еще не вышло на проектную мощность и не может обеспечивать газом Дальний Восток, Сахалин и Приморье. Именно Киринское месторождение рассматривалось изначально как альтернатива «Сахалину -2» по газоснабжению Дальневосточного региона. (Проектный уровень добычи на Киринском месторождении запланирован в 5,5 млрд кубометров, выходить на него «национальное достояние» будет в течение четырех лет).

«С «Сахалином-2» было связано много всякого в плане непонимания между государством и инвесторами в части соглашения о разделе продукции, поэтому это решение, скорей всего, внеплановое, реакция японских иностранных соинвесторов еще может последовать, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Чижов, президент Российского газового союза. - Понятно, что компания-оператор получила бы больше доходов от поставок газа на экспорт, чем продолжать отдавать его России».

«Сахалин-2» — масштабный проект, который разрабатывается на условиях соглашения о совместном разделе продукции (СРП). Это крупнейший в России проект по объему иностранных инвестиций и один из крупнейших по запасам углеводородов (предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами 600 млн тонн нефти и конденсата и 700 млрд кубометров газа). С вводом в строй СПГ-завода на Сахалине Россия стала новым игроком на мировом рынке сжиженного газа. Основным потребителем СПГ, производимого на Сахалине, выступает Япония, крупнейшие электрогенерирующие и газовые компании которой законтрактовали порядка 65% продукции по долгосрочным контрактам продолжительностью более 20 лет. Оставшаяся часть газа поставляется в Южную Корею.

Изначально в реализации проекта принимали участие англо-голландская Royal Dutch Shell (55%) и японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Соглашение о разделе продукции по проекту Сахалин-2 было подписано 22 июня 1994 года. От имени России в соглашении выступали правительство страны и администрация Сахалинской области. В то время соглашение было выгодно России, поскольку в федеральном бюджете не было средств для инвестиций в разработку и освоение сложных глубоководных месторождений, а нефтяные компании были еще очень слабы и не могли потянуть такой проект.

Справка

По соглашению о разделе продукции государство освобождает инвестора от уплаты большей части налогов, за исключением налога на прибыль. Взамен инвестор делится с государством частью своей продукции. Раздел происходит только после того, как инвестор погасит все понесенные затраты за счет продажи сырья, а прежде платит лишь роялти. Оператор отдает властям 6% добытой нефти и бонусы в бюджеты регионов (за все годы – более $330 млн). Когда проект выйдет на прибыль (в 2010-2015 гг.), бюджет будет получать 10-70% нефти и газа плюс к роялти. СРП по «Сахалину-2» реализуется с 1994 г. для освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа.

В начале 2000-х годов российское правительство разочаровалось в условиях соглашения о разделе продукции. Тогда к делу подключилась Счетная палата, насчитав причиненный стране ущерб от действия соглашения в 2,5 млрд долларов. По выводам аудиторов, в 2003-2004 годах оператор проекта примерно на $2 млрд завысил затраты, привлекая слишком дорогих поставщиков, причем не российского происхождения (по СРП до 70% подрядчиков должны быть российскими). По данным СП, затраты по проекту на конец 2003 года составили почти 3,9 млрд долларов, из которых более 1,2 млрд уже возместили инвестору за счет продажи нефти. На негативных заявлениях о Сахалине-2 сделали карьеру десятки депутатов Госдумы и восточных регионов России. Минприроды неоднократно делало заявления о том, что компания-оператор приносит вред экологии и даже угрожал отзывом лицензии. Тогда акционеры заявили, что затраты от отзыва лицензии будут сопоставимы с уже вложенными. Тем более, что в 2005 году компания увеличила размер инвестиций во второй этап проекта с 12 до 20 миллиардов долларов.

Но дело кончилось миром, поскольку в 2007 году «Газпром» стал основным акционером Sakhalin Energy, получив 50+1 акцию. У Shell остались 27,5%, Mitsui — 12,5% и Mitsubishi — 10% акций.

«С тех пор никаких особых разногласий не возникало между акционерами, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. Поэтому, полагаю, нынешнее решение не станет для партнеров Газпрома сюрпризом. Скорей всего, в новом соглашении о разделе продукции было оговорено, что если Киринское месторождение не выйдет на полную мощность, то часть доходов в виде газа за Россией будет сохранено и после завершения проекта».

В соответствии с СРП раздел продукции наступает после возмещения всех затрат на реализацию проекта. Впервые свою часть продукции в виде газа Россия начала получать в 2012 году. На тот момент общая сумма возмещенных инвестору затрат на реализацию проекта "Сахалин-2" за счет снижения налогов составила 24,5 млрд долларов США. Эта сумма включает в себя капитальные и операционные затраты по первому и второму этапу проекта. В 2012 году российская сторона СРП получила (без учета роялти и налога на прибыль) около 0,5 млрд долларов США в виде доли прибыльной продукции. Этот газ по договору уступки прав требований «Газпром» поставлял по льготным ценам потребителям Дальнего Востока, при этом активно разрабатывая другой амбициозный проект – Сахалин-3 (Киринское месторождение). Именно «Сахалин-3» должен обеспечить восточные регионы страны более дешевым газом, чем от «Сахалина-2». Дело в том, что на «Сахалине-2» запланировано строительство третьей линии завода сжиженного газа, а значит может образоваться его дефицит с учетом необходимости части поставок на внутренний российский рынок.

«Именно поэтому, думаю, у России нет никаких причин сейчас ссориться с западными инвесторами, поскольку начинается еще один мощный совместный проект, - пояснил «Эксперт Online» Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. – Конечно, казалось бы, если первые проекты завершены о разделе продукции, то зачем менять условии и продлевать получение части газа. Но та же Shell будет поставлять свои технологии на строительство третьей очереди, японцы получат объем газа, сопоставимый с прежним. Так что думаю они всем довольны и нынешнее решение было обоюдным».

«Газпромом» уже долгое время изучается возможность возведения третьей очереди завода. Однако реализации этих планов препятствовала нехватка ресурсной базы. Тем не менее, в феврале 2014 года «Газпром» и Shell все же подписали меморандум-дорожную карту, который предусматривает разработку документации по предварительному проектированию (FEED) третьей технологической линии. Базой для расширения «Сахалина-2», скорее всего, будет Южно-Киринское месторождение. До сих пор считалось, что на нем сконцентрированы запасы газа объемом 563,9 млрд кубометров.

«Здесь вырисовывалась другая проблема – с «Роснефтью», которая осваивает «Сахалин-1» и не желала делиться с «Газпромом» и вообще с проектом «Сахалин-2» своим газом, - говорит Константин Симонов. – Но президент решил, что будут поставки с «Сахалина-1», значит, так тому и быть».

Автор: Александр Лабыкин

Источник: Эксперт online, 15.05.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики