Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Развалятся сами

Развалятся сами

России не нужно признавать прошедшие в Донбассе референдумы, чтобы способствовать независимости региона. Непрофессиональные действия киевских властей, насильно пытающихся распространить свою власть на непокорные области, делают федерализацию Украины практически неизбежной

Прошедшие 11 мая в Донецкой и Луганской областях референдумы о самоопределении стали прямым следствием нежелания украинской власти вести диалог с собственным населением. И поскольку бОльшая часть жителей в обоих регионах Украины (89,1% при явке 74,9% в Донецкой области и 96% при явке 75% в Луганской) выступила за независимость, эти народные волеизъявления уже перевели гражданское противостояние в стране на новый уровень. Федералисты приступили к формированию местных органов власти, начали переговоры об объединении Донецкой и Луганской народных республик, а также обратились к Москве с просьбой принять их в состав Российской Федерации по примеру Крыма.

В результате Россия оказалась перед крайне непростым выбором. С одной стороны, отказ от признания серьезно ослабит позиции Москвы на юго-востоке Украины. Многие местные жители уже недовольны бездействием российских властей во время расстрелов Национальной гвардией мирных жителей и милиционеров в Донбассе, а также отказом от активных действий после сожжения людей в Одессе. Кроме того, под вопросом окажется один из ключевых элементов «доктрины Путина» — защита русскоязычного населения на постсоветском пространстве.

Однако, с другой стороны, признание итогов референдумов Москвой даст Западу повод ввести серьезные экономические санкции, а также поставит крест на перспективах единственно выгодного для России выхода из украинского кризиса — федерализации Украины. Если уж этому варианту суждено окончательно уйти из повестки дня, то пусть лучше его вычеркнет сам Киев. А Россия должна сосредоточиться на ключевом в краткосрочной перспективе аспекте украинского кризиса — недопущении срыва транзита российского газа в Европу. 

Мы уважаем 

По сути, весь смысл референдумов был во внутренней легитимации властей ДНР и ЛНР. Его официальное признание Кремлем может нанести серьезный ущерб как России, так и самим республикам.

Так, признание станет серьезным подарком для Вашингтона. Сейчас американцы активно пытаются продавить европейцев и убедить их принять совместные экономические санкции в адрес России, однако пока лишь бессильно наблюдают за «дзюдоистской» позицией Москвы. Активные действия и политические инициативы Владимира Путина не дают реального повода усомниться в соблюдении Москвой пунктов Женевского соглашения, однако при этом не ведут ни к каким серьезным потерям российских позиций на Украине.

Помимо призыва к федералистам не проводить референдумы (который они при молчаливом согласии Кремля проигнорировали) Москва продолжает сигнализировать Западу о нежелании срывать проведение президентских выборов на Украине. После заявления Владимира Путина в начале мая о том, что выборы президента будут «шагом в правильном направлении», в таком же тоне стали говорить и другие представители российского руководства. «Мне трудно представить себе, что такие выборы могут быть вполне легитимными. Но при этом очевидно, что отказ от проведения выборов создаст еще более печальную ситуацию. Из двух зол надо выбирать меньшее», — говорит спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Однако, как и в случае с референдумом, Москва продает Западу товар, собственником которого формально не является. Сами федералисты уверяют, что при нынешней позиции Киева выборы в Донбассе не состоятся. «Наш народный губернатор Валерий Болотов заявил, что ни один участок в Луганской республике открыт не будет. Эти выборы… находятся вне правового поля», — заявил координатор луганского сопротивления Владимир Карасев. И поскольку задачей Москвы является не помощь в проведении выборов, а максимальное дистанцирование от любых попыток их срыва, то вряд ли стоит ожидать особых санкций России против федералистов. Если же российские власти пойдут на поводу у ура-патриотов и займут более прямую и жесткую позицию (в частности, признают референдумы), то они формально нарушат Женевские соглашения и дадут американцам серьезные аргументы для давления на европейские страны.

Для самих Донецкой и Луганской республик дипломатическое признание их Москвой может привести лишь к экономическим проблемам. Ведь Россия, по крайней мере в краткосрочной перспективе, принять их в свой состав не сможет, а существовать в качестве независимого субъекта мировой политики (каковыми они и будут после признания одной из великих держав) этим регионам будет крайне непросто. По словам украинского олигарха Рината Ахметова, Донецкую республику «никто в мире не признает. А структура нашей экономики — это угольная промышленность, это металлургия, это энергетика, это машиностроение, это химическая промышленность, сельское хозяйство и все смежные предприятия, которые с этим связаны. Мы попадем под огромные санкции, мы не сможем ни продавать, ни производить. Это значит остановка производства, это значит безработица, это значит бедность».

В итоге Москва придумала новую формулу: она «уважает» прошедшие в Донецкой и Луганской областях народные волеизъявления. Местные жители «не хотят быть названными “пророссийскими” или “проамериканскими”, они хотят называться украинцами. Когда ты ждешь, что с тобой будут обращаться как с равными, а с тобой обращаются как с грязью или зверьми или вообще полностью игнорируют, как киевские власти делали на протяжении двух или трех месяцев, тогда я понимаю людей, которые хотят привлечь внимание к своим проблемам, — заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров. — Попытка привлечь внимание проявилась, а армии было приказано идти и сражаться с ними, тогда эти люди захотели взять свою судьбу в свои руки. Вот почему мы уважаем результаты прошедших там референдумов». 

Власти нет 

«Уважение» — оптимальная реакция на референдумы. Заняв умеренную позицию, Москва сняла с себя возможную ответственность за дальнейший развал и дезинтеграцию Украины. Судьба страны полностью в руках киевских властей. И несмотря на то, что идея о федерализации с каждым днем становится все более актуальной, и. о. президента Александр Турчинов продолжает с упорством обреченного от нее отказываться, тем самым способствуя делу независимости Донбасса куда больше, чем если бы эту независимость признала Россия.

Единственный альтернативный федерализации вариант — «антитеррористическая операция по подавлению федералистов» — фактически зашел в тупик. Александр Турчинов уверяет, что операция проводится «не так быстро, как хотелось бы» лишь «потому, что мы защищаем людей, потому, что мы не можем атаковать людей, когда они прикрывают террористов», однако на самом деле непрофессиональные и радикальные шаги путчистов не только сорвали ее проведение, но и привели к укреплению сил сопротивления. Так, после расстрела мариупольских милиционеров к силам сопротивления на юго-востоке фактически присоединились и местные правоохранители. Киев полностью потерял контроль над местными силовиками. «Саботаж и предательство в их рядах имеют глобальный масштаб. Это одна из самых актуальных проблем, очевидных путей решения которой на данный момент нет, — заявил сторонник Майдана Дмитрий Тымчук, который в последние недели фактически на общественных началах исполняет роль неофициального пресс-секретаря украинского минобороны. — В случае продолжения службы в рядах МВД Украины эти предатели представляют собой огромную угрозу для интересов страны. Вместе с тем в случае их массового увольнения мы прогнозируем моментальное пополнение этими предателями террористических группировок, где они продолжат свою антиукраинскую деятельность, теперь уже на деньги Москвы». Кроме того, вооруженные силы ДНР и ЛНР крепнут с каждым днем (в армию республик записываются десятки и сотни ополченцев) и уже переходят от обороны к атакам на позиции Национальной гвардии. А устроенная в районе Краматорска засада, в которой погибли десятки украинских военных, демонстрирует и качественный рост — ополчение научилось воевать (или его научили), а также получило весьма неплохое оружие. Местные чиновники уже открыто говорят, что Киев регион уже не контролирует. «Центральная власть сегодня потеряла нити управления на востоке. И местная оставлена один на один с проблемой, потому что сегодня не работает СБУ, не работает милиция, деморализована прокуратура», — говорит мэр Донецка Александр Лукьянченко.

В связи с этим все чаще раздаются призывы о необходимости перехода к реальному диалогу с сопротивлением юго-востока, а также об изменении конституции и федерализации страны. Однако киевская власть их не слышит — термин «федерализация» остается запретным словом у путчистов, а разговаривать с лидерами Донецка и Луганска они не хотят, поскольку считают их нелегитимными даже в глазах населения этих регионов. По данным киевских чиновников, в Донбассе 70% населения выступает за единое государство, и лишь 18% хотят отделения (забавная манипуляция цифрами, поскольку в эти пресловутые 70% чиновники поместили и тех, кто хочет федерализации). При этом от самого диалога Украина (стремящаяся продемонстрировать ОБСЕ приверженность соблюдению Женевских соглашений) не отказывается. Просто тщательно выбирает участников подобных дискуссий. Так, Киев объявил о проведении «круглых столов национального единства», однако при этом отказывается вести переговоры с «террористами, задачей которых является уничтожение страны, задачей, которую поставили перед ними их хозяева». А поскольку в «террористы» записаны де-факто все лидеры Донецка и Луганска, а также мирные жители, которые стали жертвами расстрелов боевиков Национальной гвардии, вряд ли эти круглые столы приведут к деэскалации ситуации. Первый «стол» уже признали полностью провальным. 

Газовый вопрос 

Пока украинская власть в полном соответствии с интересами Соединенных Штатов продолжает планомерный развал и атомизацию страны, Россия (все еще надеющаяся на федерализацию, но трезво оценивающая реальность) пытается сделать все возможное для того, чтобы демпфировать этот процесс и сократить возможные для себя потери. В частности, не допустить срыва поставок газа в Европу.

Как известно, Киев отказывается оплачивать долги за газ, и в полном соответствии с условиями контракта Россия перевела Украину на режим предоплаты. И если в мае деньги не поступят, то в начале июня поставки газа на Украину будут прекращены. Сами украинские власти подобного исхода не очень-то и опасаются. «По нашим подсчетам, с марта по конец октября прошлого года Украина закупила всего лишь 3,5 миллиарда кубов российского газа. Таким образом, летом она вполне может обойтись без дополнительных закупок, — поясняет “Эксперту” генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константиин Симонов. — Однако при этом топливо не будет закачиваться в подземные хранилища, что серьезно угрожает зимним поставкам в Евросоюз. И вполне вероятно, что юго-восток Европы снова будет замерзать, как во время российско-украинского газового конфликта зимой 2009 года». Однако несмотря на грядущие проблемы, Еврокомиссия, по словам Константина Симонова, не намерена помогать России спасать Европу от холодов. По крайней мере, нынешний ее состав. «Им это не надо. Осенью будет новый состав Европейской комиссии, так что сейчас судьбу ЕС фактически решают люди, которые в ноябре будут писать мемуары. Зачем в таком случае председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу сейчас напрягаться и ломать голову над решением украинской проблемы?» — поясняет эксперт.

Москва предлагает компромиссное решение: Украина оплачивает хотя бы часть долга, а Россия не закручивает вентиль. Однако украинские власти согласны прекратить шантаж и начать платить за уже поставленный газ лишь в том случае, если Украине вернут прежнюю «справедливую» цену на газ (268 долларов) или сделают ее среднеевропейской. Говорить о «справедливой» среднеевропейской цене на газ для Украины нельзя как минимум по двум причинам. Во-первых, современный бизнес строится не на справедливости, а на контрактах. А в контракте, который украинская власть подписала (и легитимность которого путчисты фактически подтвердили, сняв с Юлии Тимошенко обвинения в превышении служебных полномочий), указана четкая формула цены на поставляемый газ. На сегодня она составляет 485 долларов за тысячу кубометров. Обе стодолларовые скидки, предоставленные Украине, перестали действовать. Первая — после денонсации харьковских соглашений, а вторая — после нарушения Украиной ряда условий, при которых эта скидка действовала (прежде всего неспособность оплачивать вовремя газовые поставки). Во-вторых, по правилам ведения бизнеса скидка может предоставляться тем, кто добросовестно выполняет условия контракта. То есть платит вовремя. Европейские страны выполняют свои обязательства, а Украина — недобросовестный клиент, с которым постоянно возникают проблемы. Для таких клиентов обслуживание всегда будет более дорогостоящим, поскольку в него должна быть заложена надбавка за риск. Более того, у «Газпрома» нет гарантий, что находящаяся на грани дефолта страна будет платить за потребленный газ даже 268 долларов.

Отказ Киева от платежей за уже поставленный газ серьезно снижает его шансы в международном арбитраже, куда украинские власти намерены обратиться для обуздания аппетитов «Газпрома». «Суд — это место, куда обращаются добросовестные плательщики по контрактам, а не жулики. Когда европейские клиенты “Газпрома” шли в суд, у них аргументы были простые: мы являемся добросовестными клиентами, исправно платили деньги и с учетом изменения ситуации на рынке хотим скидок. Украина же таким клиентом не является — она не выполняет условия контракта, не платит за газ. С чем она пойдет в суд? С тремя с половиной миллиардами долларов долга?» — вопрошает Константин Симонов.

Автор: Геворг Мирзоян

Источник: Expert.RU, 17.05.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики