Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не угодить в китайскую ловушку

Не угодить в китайскую ловушку

Эксперты опасаются попадания России в зависимость от восточного партнера

Визит Владимира Путина в Китай остается главной темой российской политики и экономики. Среди основных комментариев преобладают тезисы о том, что это — наш ответ на санкции Запада. Кроме того, большинство наблюдателей высказывает опасения относительно попадания в зависимость к восточному соседу, тем более, что он проводит политику экономической экспансии. И, в целом, Россия все-таки ближе к Европе, чем к Азии.  

У нас был барьер ментального свойства — предубеждение, что китайцы придут в Россию, и заполнят собой все пространство. Нас пугали китайским вторжением на Дальний Восток. Поэтому совместные проекты развивались слабо, китайцев мало куда пускали. Теперь страхи развеяны, есть понимание, что с Китаем можно и нужно работать.

Власть разъясняет, что Россия намерена расширять экономическое сотрудничество со своим соседом, и это не ответ ни на какие санкции. Но опасения того, что китайцев только пусти, и они все собой заполонят, имеют под собой некоторые основания. Ни немцы, ни американцы, ни французы не расселяются с такой быстротой по Дальнему Востоку и другим российским регионам, как представители Поднебесной.

Есть тезис о том, что в экономике они хотят как можно больше контролировать, причем задешево. Они азиаты, мы европейцы и им нужна наша территория. А размолвка с Западом нас ослабляет на переговорах с Востоком. 

Константин Симонов, политолог

«В том случае, если мы будем окончательно расходиться с Западом, ссориться с ним, то требования нашего китайского партнера будут увеличиваться как по энергетике и финансам, так и по другим направлениям нашего сотрудничества. И это еще не говоря о том, что уже сейчас позиционирование Китая в Средней Азии во многом конкурентно с нами, а может иногда и противоречит нашим интересам». 

Для Китая Запад давно является стратегическим партнером. Пекин чуть ли не самый крупный держатель американских трежерис. Годовой объем торговли с Европой около 500 млрд долларов. Тогда как с Россией, по итогам 2013 года — 90 млрд. Мы лишь рассчитываем в перспективе на 200 млрд.

Кстати, объем товарооборота России и ЕС в прошлом году составил 410 млрд долларов. Можно, конечно, предположить, что будет некая компенсация — там убывать, здесь восполняться. 

Игорь Юргенс, вице-президент РСПП

«Путин все равно не рассматривает Китай в качестве стратегического партнера. Он опасается Китая и в этом смысле он не одинок. Многие представители элит опасаются Китая. Я думаю, что Путин пытается сохранить диалог с Европой, показывая, что мы готовы к партнерству». 

Есть версия, что с Китаем будет подписана больше политическая декларация, до ее реального воплощения должно пройти время. А там, может, и с Западом помиримся. Или Китай окажется не таким уж страшным.

Источнки: BFM.RU, 20.05.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики