Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайцы выторговали себе дешёвый газ (аудио)

Китайцы выторговали себе дешёвый газ (аудио)

В ходе первого дня визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Шанхай Россия и Китай подписали пакет соглашений в нефтяной сфере, в области атомной энергетики и машиностроении, а также — поставок сжиженного газа. Вопрос о трубопроводном газе пока остаётся открытым. По заявлениям из Кремля, идут непростые согласования, которые могут закончиться в любую минуту. С подробностями — экономический обозреватель радио «Вести ФМ» Валерий Емельянов.

Россия и Китай не могли договориться по газу 10 лет. Москва предлагала топливо по околоевропейской цене, Китай настаивал на такой скидке, что весь проект становился малоприбыльным или даже убыточным для российских компаний. Эксперты объясняют это тем, что Пекин находился в более выгодной для торга позиции: он сумел полностью обеспечить себя газом на короткую перспективу за счёт внутренних источников, а также — импорта из Туркмении и Ирана. Однако рост потребления газа в Китае идёт такими темпами, что в перспективе десятков лет ему будет не хватать даже всех ныне действующих месторождений Земли. Это осознают и в Москве, и в Пекине. Поэтому все более охотно идут на взаимные уступки, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук:

«Чтобы рентабельность проекта была на приемлемом уровне, российская сторона снижает налоговую нагрузку на конкретные месторождения именно по проекту поставки газа в Китай. Китайская сторона, соответственно, сокращает налоговую нагрузку для своих импортёров, тем самым сокращая цену для покупателей. Мне кажется, влияние этих факторов на цену составит 10–15 процентов».

Другими словами, китайцы получат из России более дешёвый газ, чем европейцы, но на особых условиях. Восточносибирские месторождения, которые пока остаются нетронутыми, имеют очень сложную геологическую структуру. Их разработка будет выгодной лишь в том случае, если потенциальный покупатель будет готов брать оттуда и нефть, и попутный газ, причём в особо крупных размерах. Китайцы как раз на это и соглашаются. Уже на первом этапе они будут потреблять около 40 миллиардов кубометров газа в год, то есть, одномоментно выйдут на уровень Германии. Столь масштабный рывок потребует соответствующих вложений в трубопроводную сеть, поэтому газ пойдёт в Китай по предоплате. О вероятных маршрутах поставок говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

«Западный маршрут, который идёт через Алтай, и восточный маршрут, который много раз менялся, и источник газа для него менялся. Насколько я понимаю, сейчас это будет газопровод „Сила Сибири“, который от Чаяндинского месторождения пойдёт на юг, а где-то в районе Благовещенска может быть построено ответвление на Китай. Это просто и близко. Там будет легко построить переход через Амур под руслом реки».

Сложности в переговорах с Пекином отчасти объясняются политическими мотивами. Пока у России плохие отношения с Западом, Китай использует это в своих интересах для торга. Похожим образом он принуждал Иран продавать ему нефть со скидкой, когда тот оказался отрезан от западных рынков из-за санкций. С другой стороны, у России есть не меньше возможностей для давления: например, хорошие отношения с Вьетнамом и другими соседями Китая, замечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Газ, который предлагают сегодня Китаю, должен поставляться через Малаккский пролив, Южно-Китайское море из нестабильных регионов вроде Персидского залива. Россия предлагает единственно безопасный вариант доставки газа до Китая. Если вы смотрите, например, новости из Южно-Китайского моря, где на прошлой неделе чуть было не началась война между Китаем и Вьетнамом, вы понимаете, что на самом деле возможность перекрытия танкерных поставок — это далеко не страшилка, а вполне возможная вещь».

В нефтяной сфере переговоры Москвы и Пекина традиционно идут гораздо быстрее и продуктивнее. Так, в ходе встречи в Шанхае Китай заявил, что хотел бы приобрести долю в компании «Роснефть» и построить совместное с ней предприятие по переработке сырья на китайской территории. В свою очередь, китайские промышленники готовы запустить производство внедорожников в Тульской области уже через 3 года. На более отдалённую перспективу страны договорились о совместном производстве широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов, которые будут собираться на российских технологиях и составят конкуренцию новейшим моделям западных авиастроителей — Dreamliner от Boeing и A350 Extra Wide от Airbus.

Источник: Вести ФМ, 20.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики