Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайцы выторговали себе дешёвый газ (аудио)

Китайцы выторговали себе дешёвый газ (аудио)

В ходе первого дня визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Шанхай Россия и Китай подписали пакет соглашений в нефтяной сфере, в области атомной энергетики и машиностроении, а также — поставок сжиженного газа. Вопрос о трубопроводном газе пока остаётся открытым. По заявлениям из Кремля, идут непростые согласования, которые могут закончиться в любую минуту. С подробностями — экономический обозреватель радио «Вести ФМ» Валерий Емельянов.

Россия и Китай не могли договориться по газу 10 лет. Москва предлагала топливо по околоевропейской цене, Китай настаивал на такой скидке, что весь проект становился малоприбыльным или даже убыточным для российских компаний. Эксперты объясняют это тем, что Пекин находился в более выгодной для торга позиции: он сумел полностью обеспечить себя газом на короткую перспективу за счёт внутренних источников, а также — импорта из Туркмении и Ирана. Однако рост потребления газа в Китае идёт такими темпами, что в перспективе десятков лет ему будет не хватать даже всех ныне действующих месторождений Земли. Это осознают и в Москве, и в Пекине. Поэтому все более охотно идут на взаимные уступки, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук:

«Чтобы рентабельность проекта была на приемлемом уровне, российская сторона снижает налоговую нагрузку на конкретные месторождения именно по проекту поставки газа в Китай. Китайская сторона, соответственно, сокращает налоговую нагрузку для своих импортёров, тем самым сокращая цену для покупателей. Мне кажется, влияние этих факторов на цену составит 10–15 процентов».

Другими словами, китайцы получат из России более дешёвый газ, чем европейцы, но на особых условиях. Восточносибирские месторождения, которые пока остаются нетронутыми, имеют очень сложную геологическую структуру. Их разработка будет выгодной лишь в том случае, если потенциальный покупатель будет готов брать оттуда и нефть, и попутный газ, причём в особо крупных размерах. Китайцы как раз на это и соглашаются. Уже на первом этапе они будут потреблять около 40 миллиардов кубометров газа в год, то есть, одномоментно выйдут на уровень Германии. Столь масштабный рывок потребует соответствующих вложений в трубопроводную сеть, поэтому газ пойдёт в Китай по предоплате. О вероятных маршрутах поставок говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

«Западный маршрут, который идёт через Алтай, и восточный маршрут, который много раз менялся, и источник газа для него менялся. Насколько я понимаю, сейчас это будет газопровод „Сила Сибири“, который от Чаяндинского месторождения пойдёт на юг, а где-то в районе Благовещенска может быть построено ответвление на Китай. Это просто и близко. Там будет легко построить переход через Амур под руслом реки».

Сложности в переговорах с Пекином отчасти объясняются политическими мотивами. Пока у России плохие отношения с Западом, Китай использует это в своих интересах для торга. Похожим образом он принуждал Иран продавать ему нефть со скидкой, когда тот оказался отрезан от западных рынков из-за санкций. С другой стороны, у России есть не меньше возможностей для давления: например, хорошие отношения с Вьетнамом и другими соседями Китая, замечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Газ, который предлагают сегодня Китаю, должен поставляться через Малаккский пролив, Южно-Китайское море из нестабильных регионов вроде Персидского залива. Россия предлагает единственно безопасный вариант доставки газа до Китая. Если вы смотрите, например, новости из Южно-Китайского моря, где на прошлой неделе чуть было не началась война между Китаем и Вьетнамом, вы понимаете, что на самом деле возможность перекрытия танкерных поставок — это далеко не страшилка, а вполне возможная вещь».

В нефтяной сфере переговоры Москвы и Пекина традиционно идут гораздо быстрее и продуктивнее. Так, в ходе встречи в Шанхае Китай заявил, что хотел бы приобрести долю в компании «Роснефть» и построить совместное с ней предприятие по переработке сырья на китайской территории. В свою очередь, китайские промышленники готовы запустить производство внедорожников в Тульской области уже через 3 года. На более отдалённую перспективу страны договорились о совместном производстве широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов, которые будут собираться на российских технологиях и составят конкуренцию новейшим моделям западных авиастроителей — Dreamliner от Boeing и A350 Extra Wide от Airbus.

Источник: Вести ФМ, 20.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики