Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетический аспект визита в Китай: какие были трудности и как они закончились

Энергетический аспект визита в Китай: какие были трудности и как они закончились

Срочно: только что агентства сообщили о подписании 30-летнего контракта на поставку трубопроводного газа из России в Китайскую народную республику. 

Глава «Газпрома» А. Миллер сообщил, что стоимость контракта — 400 млрд долларов. Учитывая объём поставок 38 млрд кубометров в год и длительность контракта в 30 лет, получается что стоимость тысячи кубометров газа составит 351 долл. при нынешних ценах на нефть. Цена газа, разумеется, не фиксированная, а будет зависеть от нефтяных котировок. Таким образом, стоимость газа оказывается на уровне нижней границы обсуждавшегося ранее диапазона 350-380 долл. за тыс. кубометров.

Это не дорого, но «на пределе разумного». 

Ниже — аналитика, подготовленная до заключённого соглашения:

Нельзя сказать, что энергетический аспект китайского визита Владимира Путина оказался неудачным. В рамках этой поездки было подписано сразу несколько документов, закрепляющих или усиливающих сотрудничество российских и китайских компаний в энергетической сфере. Это и серия договоренностей в области электроэнергетики, где и рост продаж электроэнергии российским компаниями в Китай, и непосредственно совместные проекты. Это и соглашение о совместной разработке Зашуланского угольного месторождения.

Заранее предвосхищая возможную критику: мол, опять экспорт сырья и его производных. Но дело не только в дополнительных валютных поступлениях, и не только в стратегическом сотрудничестве с Китаем. Энергетический экспорт — это та единственно возможная объективная реальность, которая может стать хребтом дальнейшего развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Так уж получается, что с той плотностью населения и непростыми климатическими условиями сразу заполнить регион высокотехнологичными производствами не удастся.

В то же время были зафиксированы и заделы совместных производств более высоких переделов: в частности соглашение между российским нефтехимическим холдингом «Сибур» и Sinopec о создании СП по производству бутадиен-нитрильных каучуков.

Что касается традиционно более подробно обсуждаемого нами «нефтегаза», то тут успехи следующие. Подписан контракт между «Ямал СПГ» и CNPC о поставках сжиженного газа, но здесь предварительные договоренности зафиксированы год назад, равно как очевидно было, что документ будет утвержден. «Роснефть» и CNPC договорились о графике запуска совместного НПЗ в Тяньцзине. Но вот анонсированный ранее договор о российских («Роснефть») поставках нефти для китайской Sinopec так и не был подписан.

В первый день не удалось договориться о «контракте десятилетия» — договоре на поставку трубопроводного газа. Подробней об этом ниже, а пока обсудим интересные комментарии, сделанные «на полях» визита российской делегации.

Приватизация «Роснефти»: китайский фактор

Наверное, наибольший резонанс среди подобных заявлений получило предложение Владимира Путина обнулить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для месторождений, с которых газ будет экспортироваться в Китай. Тем не менее, ничего критичного здесь нет.

НДПИ в любом случае был бы намного меньше базовых значений (база – около 700 руб. за тысячу кубометров, но для Восточной Сибири есть понижающие коэффициенты - от 0,1 и выше по мере выхода месторождения на окупаемость). То есть гипотетические потери бюджета находятся на уровне 2-3 долл. с тысячи кубометров.

А то, что месторождения дорогие в освоении и нужны те или иные льготы, было ясно с самого начала. И если сохранится экспортная пошлина (в европейском экспорте - это 30% от цены), то отмена НДПИ выглядит абсолютно не критично.

В свою очередь, глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил, что Китай готов отменить импортные пошлины на российский газ. Дело в том, что из-за регулируемых внутренних цен покупка зарубежного газа часто приносит убытки для китайских импортеров. А НДС еще больше увеличивает эти расходы. Поэтому с некоторых пор китайское правительство стало возвращать импортерам НДС на газ. И теперь, видимо, в КНР решено его вообще отменить.

Напомним, что в экспортный газопровод «Сила Сибири» будет поступать и газ независимых производителей, в т.ч. «Роснефти».

Кроме того, Игорь Сечин предположил, что Китай мог бы предложить «Газпрому» и участие в распределительных сетях на своем внутреннем рынке.

Но пока внутрикитайские цены на газ регулируются, а импортеры находятся из-за этого «в минусе», это предложение, казалось бы, не так актуально. Да и несколько неожиданным выглядят такие инициативы для «Газпрома» со стороны главы «Роснефти».

Поэтому последнее заявление, как представляется, интересно рассматривать в несколько другом контексте.

Напомним, что незадолго до визита В.Путина в Китай вновь начались разговоры о необходимости срочной приватизации ещё одного госпакета (19,5%-1 акция) «Роснефти». А непосредственно в этот понедельник Дмитрий Медведев (а во вторник, глава Минфина Антон Силуанов) в явном виде заявили, что рассматривается вариант участия в приватизации «Роснефти» китайских инвесторов.

«Компания «Роснефть» выполнит любую директиву, которая будет утверждена правительством», — прокомментировал эти заявления Игорь Сечин, добавив: «Мы сделаем это эффективно, не сомневайтесь».

Вряд ли под эффективностью глава «Роснефти» подразумевал простую продажу за «зеленые бумажки». Так что, возможно, обсуждаются именно различные варианты по обмену активами. Сам Китай уже давно хочет инвестировать в собственно добычные проекты Восточной Сибири, как это, он уже делает во многих других странах. Но в одностороннем порядке никто его допускать к добыче не торопится.

«Контракт десятилетия» вновь откладывается

И возвращаясь к газовому контракту. То, что договор не был подписан в первый день визита В. Путина, означает в первую очередь следующее: российская сторона не пошла на уступки.

По словам замглавы ФНЭБ Алексея Гривача, разногласия оценивались в 1,5 млрд долл. в год. Или, как нетрудно посчитать — в 40 долл. за тысячу кубометров. Напомним: ранее сообщалось, что компромиссный диапазон цен, к которому сторонам удалось прийти, составляет 350-380 долл.

Официальная причина, названная китайской стороной: убытки из-за разницы между ценой импорта и внутренними ценами на газ.

Фактически же Китай, который объективно нуждается в газе и из-за экологии, и из-за экономики, решил снова потянуть время. В том числе, и из-за «сланцев». Но у этого фактора есть два измерения.

Во-первых, это намерения Китая самостоятельно добывать сланцевый газ. И тут пока сохраняется неопределенность. В какой-то момент казалось, что амбициозные планы Китая по добыче буксуют, но пару месяцев назад были очень обнадёживающие результаты бурения на месторождении Фулинь, и китайцы вновь оказались заинтересованы отложить подписание договора с «Газпромом», чтобы оценить неожиданно образовавшиеся перспективы.

Во-вторых – это тот самый гипотетический американский СПГ. На который, как мы недавно обсуждали, рассчитывает Япония. Но при таком развитии событий в регионе могут появиться внезапно высвободившиеся объёмы, к примеру, австралийского СПГ, и их-то и заберёт к себе Китай вместо российского трубопроводного газа.

Более того: как недавно стало известно, рассматривался и вопрос участия КНР в инвестициях (и покупке сжиженного газа) во «Владивосток СПГ» — проекте, который был изначально направлен преимущественно на Японию. Участие КНР и в этом проекте, конечно, слишком завязывает Россию на единственного покупателя. И в любом случае этот вариант может быть реализован только после подписания «трубопроводного» контракта.

Таким образом, две темы, которые мы регулярно отслеживаем — развитие сланцевой добычи и перспективы американского экспорта, — являются определяющими для всей конфигурации мирового баланса газа, что, в свою очередь, находит отражение и в политических аспектах.

Автор: Александр Собко

Источник: Проект Однако, 21.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики