Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Геополитическое удовлетворение

Геополитическое удовлетворение

Контракт на поставки газа в Китай избавит Россию от роли сырьевого придатка Запада

«Газпром» и китайская компания CNPC в среду подписали договор о продаже российского газа Китаю с поставкой по восточному маршруту.

Как сообщил журналистам глава «Газпрома» Алексей Миллер, общая стоимость 30-летнего контракта на поставку российского газа в Китай составляет 400 миллиардов долларов.

Миллер представил данное соглашение, как большой успех возглавляемой им компании. «Это крупнейший контракт для «Газпрома», предусматривающий поставку в Китай 38 миллиардов кубометров газа в год. «Такого контракта нет ни с одной компанией», — сказал он.

Однако при этом цену за тысячу кубометров голубого топлива для «Поднебесной» назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. Между тем, проект контракта по поставкам газа в Китай согласовывался больше 10 лет именно по той причине, что стороны не могли сойтись в цене. Сейчас эксперты гадают, какова же цена газового «куба». Угадать цену сложно хотя бы потому, что и объём газа, который будет продан за 30 лет, по словам Миллера колеблется от 38 миллиардов кубометров до 68 миллиардов.

Часть экспертов посчитали, что, исходя из озвученных Миллером цифр, возможная цена поставок составляет около 350 долларов за тысячу кубометров. Это нижняя планка цены, которую долгое время добивалась китайская CNPC.

Так насколько прибыльным будет данный контракт для «Газпрома» и сможет ли он стать «подстраховкой» для России в случае сокращения закупок российского газа странами ЕС?

- Пока не очень понятны объёмы продаж газа. Они составляют от 38 миллиардов кубометров в год до 68, - говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – И, соответственно, цену рассчитать тоже трудно.

«СП»: - Из того, что не названа цена, можно сделать вывод, что она не очень выгодна для России?

- Нет, это не совсем так. «Газпром» ни разу не разглашал цену на газ ни по одному из заключённых им контрактов.

В случае с Украиной, например, именно украинская сторона объявила на весь свет эти цены и даже «слила» в интернет сам текст контракта с «Газпромом», хоть он и является коммерческой тайной. Европейцы долгое время тоже молчали, не разглашая цен.

Хочу заметить, что Миллер говорит не о цене, а о средней ожидаемой выручке. Сама цена на газ будет зависеть от заложенной в контракт формулы этой цены и мировой конъюнктуры.

«СП»: - По той информации, которой мы сейчас располагаем, какую сторону больше устраивает эта формула цены?

- Думаю, что больше она устраивает китайцев. Нельзя сказать, что Россия однозначно проиграла. Но вот простой пример. Объёмы поставок газа в Китай – я говорю о нижней планке – 38 миллиардов кубометров, сопоставимы с поставками на Украину. При этом доходы от продажи газа «незалежной» выше, чем от продажи в Китай. Даже если не брать цену в 485 долларов за тысячу «кубов», назначенную сейчас «Газпромом» для Украины, а, скажем, взять цену на 100 долларов меньше (именно к этой цене, скорей всего и придут стороны), то и в этом случае прибыль будет больше, чем та, которую мы получим, продавая тысячу «кубов» в Китай за 350 -380 долларов. Ведь, продавая газ на Украину, нам не надо тратить десятки миллиардов долларов на строительство трубопроводов и прочей инфраструктуры. А в случае с Китаем придётся довольно серьёзно вкладываться. Ведь пока там не построено вообще ничего.

Надо понимать, что заключённый контракт в большей степени геополитический, чем экономический. Сохранив рынок Украины, мы заработает больше, чем на китайском контракте. Другое дело, что рынок Украины очень нестабильный, постоянно приходится передоговариваться. А китайцы, подписав контракт на 30 лет, будут его, я надеюсь, добросовестно выполнять.

«СП»: - Насколько перспективен для нас китайский рынок?

- Пока что его трудно сравнивать с европейским. В Европу мы продаём ежегодно 160 миллиардов кубометров газа. Это в 3-4 раза больше, чем планируется продавать Китаю через 5 лет. Да, у Китая – огромный потенциал. Они готовы потреблять до триллиона кубометров газа в год. Но вхождения в этот рынок требует времени и денег. В своё время и строительство газопровода в Европу потребовало много усилий и денег. Сейчас придётся проходить подобный путь, но уже не Запад, а на Восток. С другой стороны в России принята стратегия наращивания объёмов добычи газа до 2035. Поэтому наши перспективы в этом направлении вполне хорошие.

- Важно, что по факту с продажей газа на Запад у нас всё не так плохо, как может показаться из разного рода информационных источников, - говорит руководитель аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – В 2013 году мы имеем рекордный объём поставок в ЕС. То же относится и к первому кварталу 2014 года. За это время прирост поставок в Европу вырос почти на 3 процента. И это несмотря на то, что в целом Старый Свет снизил газопотребление. То есть российская доля увеличилась.

Объёмы поставок в Китай не столь велики. 38 миллиардов кубометров газа – это в 4 раза меньше, чем тот объём, который мы поставляем в Европу.

И всё же Газпром показал, что несмотря на сложную политическую ситуацию, готов торговаться за цену и не сдавать свои позиции.

Важно понимать, что газопотребление Китая стремительно растёт и наш газ прописан в среднесрочных балансах «Поднебесной». Реальных альтернатив у них нет. Судя по той информации, которой я располагаю нельзя оценить заключённый контракт на «отлично». Скорее – на «удовлетворительно». С точки зрения самого факта этого контракта, результат очень важен. А с точки зрения коммерции – сохраняется недосказанность. Возможно, что цену на газ для Китая максимально приблизили к той планке, которой он добивался.

«СП»: - А насколько вероятно, что Европа начнёт снижать закупки российского газа?

- В ближайшие год-два это маловероятно. Сейчас наша доля – 30 процентов европейского рынка. Учитывая, что впереди зима, вряд ли европейцы станут совершать резкие телодвижения.

При этом Газпром продолжает форсированное строительство «Южного потока». Когда он будет запущен на полную проектную мощность, мы больше не будем зависеть от такого ненадёжного транзитёра, как Украина.

Возможно, мы в этом году и увидим снижение закупок российского газа странами ЕС. Но оно не будет существенным.

Автор: Алексей Верхоянцв

Источник: Свободная пресса, 21.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики