Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа - газовый заложник

Европа - газовый заложник

Алексей Гривач разбирается в тонкостях отношений в газовом треугольнике «Москва — Киев — Брюссель» и анализирует перспективы дальнейшего развития событий после выплати части долга

В первые дни лета в Еврокомиссии отчетливо чувствуют морозное дыхание зимы. Руководство Украины и «Нафтогаза» отчетливо дает понять патронам из Брюсселя, что для них ничего не будет стоить устроить ЕС очередной транзитный кризис посреди предстоящего отопительного сезона. А, значит, еврокомиссару по энергетике Гюнтеру Эттингеру, который, скорее всего, уже не будет занимать эту должность к наступлению холодов, но все же является ответственным чиновником, не остается ничего, кроме как урегулировать наиболее острые российско-украинские газовые отношения, пока горячо.

При этом представители России на этих переговоров демонстрируют чудеса, как выразился пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, «гибкости», что многими может быть воспринято как слабость, но на самом деле является результатом осознания силы своей позиции на коммерческих переговорах и в то же время исключить любые попытки обвинить российскую сторону в использовании газа в политических темах. В 2009 году по итогам самого острого транзитного кризиса, в результате которого поставки газа из России через Украину в Европу были прекращены на три недели в самый разгар зимы, репутация «Газпрома» как надежного поставщика подверглась мощнейшей атаке.

Платеж в размере 786 млн долларов за 2,9 млрд кубометров газа, поставленных в феврале и марте 2014 года, позволил украинской стороне получить еще одну отсрочку от введения опции поставки газа по предоплате. Это значит, что еще как минимум неделю, до 9 июня «Нафтогаз Украины» сможет продолжать закачку газа в ПХГ, фактически не оплачивая его. Таким образом, украинский концерн уже закачал в подземные хранилища с апреля месяца 4,8 млрд кубометров газа, накопив в общей сложности около 12 млрд кубометров. Для сравнения в прошлом году, когда «Нафтогазу» нужно было платить за закачку газа, 12,2 млрд кубометров имелось в украинских ПХГ только на 1 сентября.

Еще 7 дней закачки при имеющихся темпах импорта — это дополнительные 800–900 млн кубометров газа стоимостью 300–400 млн долларов (в зависимости от цены). То есть, в ПХГ уже будет около 13 млрд кубометров. По нашим оценкам, с учетом снижения потребления на газ на Украине, которое имело место в минувший отопительный сезон, будет достаточно 17–18 млрд кубометров. А в случае повторения теплой зимы может хватить и 16 млрд кубометров. Теоретически для накопления этого объема достаточно 4–6 недель.

Динамика закачки и отбора газа в украинские ПХГ, млрд кубометров

  2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14
Закачка 17,7 14,1 11,7 11,8 10,1 12,9 11,9
Начало отопительного сезона 31,1 28,3 27,5 23,5 21,4 20,4 17,5
Отбор 16,9 12,5 15,8 13,2 13,9 14,8 10,4
Конец отопительного сезона 14,2 15,8 11,7 10,3 7,5 5,6 7,1

Источник: расчеты ФНЭБ на базе данных Минэнергоугля Украины

За минувшую зиму из ПХГ Украины было поднято антирекордное количество газа — всего 10,4 млрд кубометров, примерно на 3,6 млрд кубометров меньше чем средний объем отбора за предшествующие 5 сезонов. Или на 4,4 млрд кубометров к сезону 2012/2013, что полностью коррелирует со снижением потребления газа на Украине. В прошедшем отопительном сезоне (с октября по март включительно) спрос на газ составил всего 33,9 млрд кубометров, на 4,4 млрд кубометров газа меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Следует отметить, что снижение потребления, которое произошло частично из-за теплой погоды в декабре и марте, частично из-за экономической и социально-политической нестабильности, не привело к снижению импорта газа, он так и остался на уровне 13 млрд кубометров.

Как известно, объем запасов в украинских ПХГ критически важен для обеспечения возрастающего в несколько раз зимнего спроса на газ на Украине, не подрывая транзит в Европу. «Нафтогаз Украины» вынужден максимально задействовать собственную добычу, прямой импорт и дополнительные объемы газа из транзитного потока, чтобы поставить необходимые объемы газа украинским потребителям. При это «изъятые» из транзитного потока объемы газа, компенсируются за счет отбора из расположенных на западной границе ПХГ, через так называемый технологический своп. Если в подземных хранилищах не окажется нужных объемов газа, взятые из транзита в Европу объемы будет нечем отдавать. Это уже будет несанкционированный отбор или воровство газа, которое само по себе ведет к недополучению части объемов газа европейскими партнерами «Газпрома» и провоцирует на введение жестких мер в отношении транзитера.

В Европе теперь эту схему прекрасно понимают и потому предпочитают действовать сейчас. Введение предоплаты в июне не несет никаких рисков для Украины. Им практически не нужен газ для покрытия текущих нужд, только для закачки в ПХГ. Если они не намерены платить за газ, то просто прекратят закачку и до осени забудут об этом. Для Европы это гарантированные перебои поставок, для «Газпрома» и России, как поставщика — нарушение обязательств по контрактам с некоторыми европейскими потребителями. Даже снятие ограничений в отношении газопровода OPAL со стороны Еврокомиссии (а они будут сняты тут же, как только для ЕС запахнет жареным с украинским транзитом), позволит снизить транзитную зависимость от поставок через Украину с 51% до 43–44%. Но вся Юго-Восточная Европа от Греции и Болгарии до Австрии и Италии по-прежнему существенно зависят от поставок через украинскую газотранспортную систему.

Это свое полумонопольное положение украинские власти вполне недвусмысленно используют на нынешних трехсторонних газовых переговорах, шантажируя и «Газпром», и Еврокомиссию. В результате, несмотря на договоренности, достигнутые на трехсторонних переговорах 26 и 29 мая, об оплате задолженности за поставленный на конец марта 2014 года газ, в размере 2,24 млрд долларов, «Нафтогаз Украины» перечислил «Газпрому» лишь 786 млн долларов, недоплаченные за поставленный в первом квартале газ. Как известно, в первом квартале российский концерн поставлял «Нафтогазу» газ по суперльготной цене в 268,5 долларов за тыс кубометров, которая была согласована в декабре 2013 года на встрече Владимира Путина с Виктором Януковичем. Она примерно на 100–110 долларов ниже, чем средняя цена поставок российского газа в европейские страны. Киев требует установить эту цену толи навсегда с 1 апреля, толи ретроактивно применить ее еще и на прошлый год. Хотя та цена была установлена для дружественной экономики, которую планировали развивать в тесном торгово-экономическом сотрудничестве с Россией. Сейчас ситуация кардинально различается и дополнительная скидка, естественно, неуместна. Также как и 100-долларовый дисконт, предоставленный российским правительством в счет авансовой оплаты пребывания российской военно-морской базы в Севастополе после 2017 года.

Неоплаченные поставки газа на Украину

Источник: «Газпром», расчеты ФНЭБ

При этом руководство России и «Газпрома» вполне адекватно оценивает ситуацию и готово привести украинскую цену в соответствии со среднеевропейским уровнем. Но, во-первых, после погашения всего просроченного долга (1,45 млрд долларов за ноябрь—декабрь прошлого года), а во-вторых, в рамках действующего долгосрочного контракта на поставку газа на Украину до 2019 года. По нашим оценкам, скидка может составить 22–23% от текущей контрактной цены, что примерно соответствует объему скидок, полученных европейскими клиентами «Газпрома» за последние годы.

Скидка, вероятно, может быть применена ретроактивно, с 1 апреля 2014 года. Это значит, что сумма задолженности «Нафтогаза» за поставленный в этот период газ снизится 3 до 2,3 млрд долларов. А общий объем финансовых обязательств украинской стороны перед «Газпромом» с учетом необходимости закачки еще 5–6 млрд кубометров газа, мы оцениваем в 5,5–6 млрд долларов до конца периода закачки.

 

Финансовые обязательства «Нафтогаза Украины» перед «Газпромом» до конца периода закачки, млрд долларов

Источник: расчеты ФНЭБ

Оценивая итоги первого большого многостадийного раунда трехсторонних переговоров можно сказать, что Европе удалось вернуть украинскую сторону в конструктивное русло. Стороны договорились прекратить грозить друг другу международным арбитражным разбирательством (хотя понятно, что, будучи злостным неплательщиком с одной стороны и таким же злостным нарушителем положений контракта по отбору газа, у «Нафтогаза» не много шансов получить реальную сатисфакцию) и поискать выход из ситуации, который снизит риски для транзита в Европу в среднесрочной перспективе.

Источнки: Pro-gas.ru, 03.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики