Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Доход пустят в расход

Доход пустят в расход

Дополнительные нефтегазовые поступления федерального бюджета пойдут на социальные траты

Как заявил вчера директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин, колебания цен на нефть, которые вызваны нестабильностью в Ираке, окажут на российский бюджет незначительный эффект. Напомним, что наступление группировок исламистов на севере Ирака спровоцировало рост цен на мировом рынке в связи с ожиданиями перебоев в поставках. Эксперты же считают, что рост нефтяных цен положительно скажется на доходах отечественного бюджета, но растущие социальные потребности быстро «съедят» излишки.

За прошлую неделю на фоне активизации боевых действий в Ираке нефтяные цены выросли до десятимесячного максимума. Так, североморская марка Brent в минувшую пятницу подорожала на 4% до 114,69 долларов за баррель. Цена российской нефти Urals рассчитывается на базе марки Brent за вычетом дисконта из-за того, что российская нефть является более тяжелой с повышенным содержанием серы. В настоящий момент Urals котируется на уровне примерно 106,5 доллара за баррель.

Отметим, что трехлетний бюджет РФ на 2014–2016 годы сформирован на прогнозе гораздо более низких цен на нефть – 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов за баррель в 2015–2016 годах. «С учетом таких пессимистичных параметров запас прочности и роста действительно есть, но социальные потребности (исполнение «майских указов» президента, интеграция Крыма в экономическую систему страны. – «НИ») тоже прогрессивно растут, и потому ощущение от создания такой подушки безопасности нивелируется», – сказал «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Это (резкий рост цен. – «НИ») очень ситуативная реакция рынка, и я бы не рассчитывал, что это станет долгосрочной тенденцией, которая продержится до конца года, – сообщил «НИ» президент Института энергетической политики, экс-замглавы Минэнерго РФ Владимир Милов. – Тем более что сейчас намечается встречный тренд – снятие санкций с Ирана».

По словам эксперта, Запад в этом вопросе проявляет серьезную инициативу. Давать прогнозы пока еще рано, но выход иранской нефти на мировой рынок – это значимый фактор, который может изменить ситуацию в регионе и повлиять на нефтяные цены, тем самым косвенно оказав влияние и на доходы российского бюджета.

Как отмечает Александр Пасечник, высокая цена нефти – это однозначно хорошо для бюджета, но нужно помнить и о конъюнктурных рисках. Несмотря на декларирование необходимости ухода от сырьевой зависимости, экономика РФ остается очень сильно завязана на нефтегазовых деньгах. Так, по данным Счетной палаты, доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в этом году возрастет с 41,8% до 52,5%, что приведет к сокращению ненефтегазовых доходов на 4,4% до показателя в 47,5%. А объем доходов от реализации углеводородных ресурсов в структуре ВВП вырастет с 9,4% до 10,1%.

В Минфине заявляют, что большая часть роста цен на нефть будет нивелирована колебаниями курса рубля в сторону его укрепления. Тем не менее Минфин уже разработал проект поправок к закону о федеральном бюджете, в котором прописаны дополнительные доходы на уровне 748,2 млрд. рублей. Они складываются именно из нефтегазовых доходов, которые в 2014 году увеличатся сверх заложенного в бюджете на 1 трлн. 39,8 млрд. рублей. При этом незапланированная заранее финансовая поддержка Крыма в этом году, по оценке Минфина, обойдется бюджету РФ в 243 млрд. рублей.

Автор: Арина Раскина

Источнки: Новые Известия, 18.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики