Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На кого стоит ориентироваться при разработке новых способов добычи энергии и формировании энергетической политики страны?

На кого стоит ориентироваться при разработке новых способов добычи энергии и формировании энергетической политики страны?

В последнее время участники энергетического рынка России спорят: на кого стоит ориентироваться при разработке новых способов добычи энергии и формировании энергетической политики страны — на мелкого частного потребителя (миллионы граждан) или на компании, играющие на этом рынке по-крупному. А вы сделали бы ставку на потребности простых людей, которые ежедневно потребляют энергию — газ, тепло, электричество?

Александр Перов, заместитель руководителя, Фонд национальной энергетической безопасности
Нет, это было бы не совсем правильно. В нашей стране коммунальная сфера стоит перед необходимостью непростых реформ. И в этой ситуации необходимо искать компромисс между интересами крупных компаний и интересами простых российских потребителей. То есть между тем, чтобы в наши квартиры поступало доступное тепло, свет, газ, и необходимостью выдерживать более-менее приемлемый уровень цен на энергоресурсы. Я уверен, такой компромисс возможен и к нему нужно стремиться.
Думаю, это можно сделать, если государство будет занимать более активную позицию в этом вопросе, а также если наконец-то ускорится процесс привлечения инвестиций в эту сферу. Для этого, естественно, тоже нужна поддержка государства. А у нас сейчас получается совсем наоборот — в этом году в государственном бюджете средства на поддержку ЖКХ сократились по сравнению с предыдущими периодами. Такую ситуацию надо менять, потому что повышение цен на энергоносители и «коммуналку» могут грозить социальными последствиями.

Ирина Миронова, инженер-исследователь, Институт энергетических исследований РАН
Нет. Энергетический рынок всегда включает в себя две стороны — потребителя и производителя энергоресурсов. По­этому нельзя утверждать однозначно, что в разработке стратегии стоит ориентироваться на какую-то одну из этих групп. Ориентация на частного потребителя, то есть на простых граждан, имеет, конечно, крайне важное значение для России, так же как и для любой другой страны. В частности, в развитии газового рынка России именно газификация новых районов, развитие новой инфраструктуры в регионах, которые до сих пор имели ограниченный доступ к природному газу, являются важной стратегической задачей. При этом в условиях регулируемых цен и перекрестного субсидирования мелкий потребитель не может стать локомотивом развития сам по себе. Любые изменения будут происходить через работу компаний нефтегазового сектора, которые, кстати, несут серьезные социальные обязательства.
Ключевым в разработке энергетической стратегии должен быть системный подход, учитывающий, с одной стороны, особенности потребления и внутреннего рынка, с другой — особенности ведения бизнеса для компаний нефтегазового сектора, в том числе и внешние (то есть работу на экспорт, которая обеспечивает серьезную долю поступлений в бюджет).

Елена Плахова, руководитель департамента корпоративных коммуникаций Corum Group
Не уверена. Сегодня государству важно соблюсти баланс между интересами крупного бизнеса и населения, не всегда четко понимающего пользу от возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Бизнесу нужны прозрачные правила игры и гарантии (например, по оплате возобновляемой энергии по «зеленому тарифу»), людям — объяснение и вовлечение, поскольку движение в сторону ВИЭ должно быть совместным.
Нельзя просто переложить финансовую поддержку возобновляемой энергетики на население без широкой информационной кампании. Так, нужна работа с упоминанием успехов небольших городов Европы по обеспечению многих муниципальных потребностей возобновляемой энергией. Например, важно объяснять, почему сегодня в Швеции и Голландии ветряк и тепловой насос возле дома — обычная практика, а в России — по-прежнему забавная диковинка.
В свою очередь, бизнесу нужен сигнал о правилах новой энергетической политики, поскольку инвесторы не спешат вкладывать деньги в ВИЭ без четких гарантий государства в части «зеленого тарифа». Многие анонсированные проекты отменяют, переносят либо снижают установленную мощность, чтобы сократить затраты. Ситуация может измениться лишь при условии обоюдного движения государства, крупного бизнеса и населения в направлении к «чистой» энергии. 

Екатерина Боброва, главный редактор портала «Переток.ру»
Честно говоря, я не уверена. Безусловно, можно занять принципиальную позицию на одном из полюсов. Например, важнее ориентироваться на крупный бизнес, потому что именно он дает основной вклад в бюджет страны (например, доля отраслей ТЭКа в доходах федерального бюджета в 2013 году — 52%). Или наоборот, утверждать, что интересами крупного бизнеса можно пожертвовать, так как главная ценность государства — это люди и именно их потребности всегда должны быть во главе угла.
Однако в жизни есть множество оттенков, и по-настоящему разумная и эффективная политика государства должна учитывать все аспекты. Крупные игроки отрасли являются инструментом реализации энергетической политики государства. У них достаточно ресурсов, чтобы осуществлять многомиллиардные инвестиции в новые виды добычи энергии, вкладывать средства в инновации. Но все равно конечный бенефициар любой политики государства — ее граждане.
Людям нужна устойчивая отрасль, способная удовлетворить их потребности в энергоресурсах (газ, электроэнергия, тепло, газомоторное топливо) по разумной цене. Кроме того, нельзя забывать, что энергоресурсы — это существенная часть себестоимости всех товаров и услуг и в этом отношении эффективная энергетическая политика приносит пользу каждому гражданину. Энергетическая отрасль не существует сама по себе, в отрыве от людей: налоги, которые платят компании, также работают на благо граждан — они идут на социальные программы, медицинское обеспечение и т.д. Поэтому правительству приходится решать нетривиальную задачу, соблюдая баланс интересов бизнеса и граждан. 

Виталий Бушуев, директор Института энергетической стратегии
Давно пора отказаться от мысли, что мы работаем по принципу «или — или»: или на крупных потребителей, или на частный сектор. Мы работаем на тех и на других. Поэтому в одних случаях надо стимулировать развитие производства, которое позволит нам индустриально поддерживать страну, в других — надо ориентироваться на мелкий бизнес, который предоставляет услуги населению. Если вы работаете в городе — надо работать на население, если в промышленном районе — на заводы, если в малонаселенной местности — на селян.
Потребители энергетического рынка делятся следующим образом — население составляет порядка 18%, промышленный сектор — порядка 60% (кстати, сейчас он несколько упал, и его надо поддержать), транспортный сектор — 18%. Все эти интересы надо учитывать в тех пропорциях, которые обусловлены региональными и отраслевыми особенностями и перспективами развития.

Источник: Известия, 25.06.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики