Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство поручает геологоразведку добывающим компаниям. Федеральные деньги направят в пять зон

Правительство поручает геологоразведку добывающим компаниям. Федеральные деньги направят в пять зон

Минприроды решило географически перегруппировать государственное финансирование разведки нефти и газа. Если раньше деньги на эти цели распределялись примерно пропорционально по основным нефтегазоносным регионам страны, включая широко разведанные области, то с 2014 года госфинансирование поделят между участками недр пяти основных перспективных нефтегазоносных зон в Западной и Восточной Сибири, а также в Прикаспийском регионе.

В этом году на поиск углеводородов из бюджета в этих зонах выделят 16,4 млрд руб. На изучение других регионов государственные средства будут существенно сокращены, такие работы отдадут на откуп самим недропользователям.

Для разведки нефти и газа за счет бюджета в стране выделено пять перспективных зон, три из которых расположены в Западной Сибири (Карабашская, Юганско-Колтогорская и Гыданско-Хатангская зоны) и по одной — в Восточной Сибири (Аргишско-Чунская) и в Прикаспийской провинции (Озинско-Алтатинская). В ближайшие семь лет на поиск углеводородов в указанных зонах, по данным Минприроды, планируется направить 65,23 млрд руб. За это время на 618 тыс. кв. км хотят пробурить 1071 новую скважину.

«По нашим оценкам, мы можем прирастить в этих зонах порядка 2 млрд тонн условного топлива категорий С1 и С2 в течение последующих 15 лет», — цитируют главу Минприроды Сергея Донского «Известия». Донской добавил, что в случае нахождения крупных и средних месторождений нефти и газа в указанных точках государство примет решение о строительстве в указанных регионах инфраструктуры для транспортировки этой нефти.

По словам Донского, пять ключевых зон были определены после целевой выборки из 24 зон по всей стране по перспективности нахождения крупных и средних месторождений нефти и газа. И этот выбор уже оправдался, считает собеседник: в 2014 году в пределах Карабашской зоны открыто нефтегазовое месторождение Оурьинское, расположенное на стыке Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области c запасами углеводородов 32 млн т условного топлива. В Юганско-Колтогорской провинции нашли Западно-Колтогорское месторождение, содержащее около 15 млн т углеводородов. По его прогнозам, неизбежны и новые крупные открытия.

Что же касается традиционных регионов с уже построенной инфраструктурой для добычи и транспортировки нефти, таких как Северный Кавказ, Поволжье, ХМАО и т. д., глава Минприроды считает, что в разведку и разработку месторождений в этих регионах должны вкладываться сами компании-недропользователи. Для этого их финансовые вливания должно стимулировать государство путем введения вычетов на геологоразведку из налога на добычу полезных ископаемых.

Такая инициатива нашла поддержку у вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича, но против высказался глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, общие вложения в российскую геологоразведку составляют 305 млрд руб. в год., а если затраты на геологоразведку вычитать из НДПИ, бюджет потеряет 65 млрд руб. в дополнение к тем 35 млрд руб., которые тратятся на эти цели из госказны сегодня.

«Затраты на геологоразведку полезных ископаемых сейчас учитываются при расчете налога на прибыль, а также в виде льгот по НДПИ при разработке месторождений в новых и труднодоступных регионах и при разработке трудноизвлекаемых ресурсов», — заявил он.

Однако сейчас недропользователям невыгодно вкладывать в ГРР, поэтому темпы разведки, которые с советских времен и так значительно упали, вновь могут показать негативную тенденцию.

«Есть две простые схемы: либо государство берет на себя необходимость финансирования геологоразведки (доказывает запасы и продает), либо создает условия для того, чтобы этим могли заниматься частники. В России декларируется первая схема, но она не работает: посмотрите бюджет, там расходы смешные на геологоразведку. В таких условиях мелкие и средние компании должны получать возможность допуска к участкам, проводить там разведку и иметь возможность эти участки продавать. Но у нас отсутствует правовая база для этого. Это одна из сторон. Можно то же самое сказать про сквозные лицензии. В результате в России больше нечего продавать, государство прошлось по крупняку в 2012 году и не оставило ничего в загашнике.

Необходимо менять режим и отдавать отрасль частному бизнесу. Гарантировать ему возврат инвестиций, снизить риски, прописать сквозную лицензию, создать правовую базу. Тогда у компаний появится возможность более активно получать лицензии», — прокомментировал Накануне. RU ситуацию в геологоразведке директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Иточник: Накануне.RU, 15.07.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики