Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > БРИКС выгоден всем

БРИКС выгоден всем

Для России завершившийся 16 июля форум БРИКС оказался весьма плодотворным, о чем свидетельствует масса заключенных на его полях договоров и соглашений, начиная от межгосударственных меморандумов и заканчивая конкретными контрактами между компаниями. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, отмечают, что это усиливает позиции России и других стран БРИКС на мировой арене и способствует диверсификации внешнеэкономических связей участников БРИКС.

Наиболее важные соглашения и договоренности в рамках завершившегося Делового совета БРИКС в Бразилии были достигнуты на уровне глав государств. Самое заметное из них, пожалуй, решение о создании общего Банка развития с уставным капиталом в $100 млрд.

По словам директора Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Алексея Ведева, эта структура может стать конкурентом и альтернативой Международному валютному фонду и другим подобным институтам.

«У Банка развития БРИКС может быть совершенно иное видение стратегических целей, направлений инвестирования и т.д. Это дает определенную свободу для стран БРИКС. Это, по сути, свобода за деньги. Коль у участников есть эти деньги – почему нет?», - говорит эксперт.

Для России Банк развития может стать мощным политико-экономическим рычагом.

«России было бы интересно предоставлять кредиты в поддержку российского экспорта и одновременно делать фонды прямого инвестирования. При этом Банк развития будет действовать не как МВФ, который навязывает свою программу восстановления взамен кредитования»Эксперт: Ведев Алексей Леонидович

Впрочем, решение создать Банк развития далеко не единственное значимое соглашение на форуме БРИКС. Как ранее в интервью ИТАР-ТАСС подчеркнул российский президент Владимир Путин, «пятерка» также намерена разработать единую стратегию экономического сотрудничества, «которая будет направлена на создание предпосылок для ускорения экономического развития и укрепления международной конкурентоспособности наших государств, расширения и диверсификации торговых связей, обеспечение взаимодействия в целях инновационного роста».

В рамках документа запланирован ряд совместных проектов, которые должны «насытить» его инвестициями, подчеркнул Путин, добавив, что уже сейчас партнеры по БРИКС играют в экономики России все более значимую роль. Если за 2013 год товарооборот РФ и партнеров по «пятерке» подрос лишь на 12,5%, то лишь за первый квартал нынешнего года уже на 13,1%.

Президент считает, что упор необходимо сделать на природно-сырьевые ресурсы, в частности, в горнодобыче и переработке, например, создать центр подготовки специалистов для металлургической отрасли «пятерки».

«Государства БРИКС должны теснее сотрудничать на сырьевых рынках, мы располагаем уникальной минерально-сырьевой базой: от 30 до 60% мировых запасов по различным видам ресурсов», - сказал Путин в ходе своего выступления на Деловом совете.

Замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, комментируя для Центра политического анализа это предложение президента, отверг гипотезу о том, что Россия рассчитывает создать некий аналог ОПЕК, чтобы влиять на международные топливные рынки. По его мнению, будущая организация, скорее, будет играть роль аналитического центра, который будет уравновешивать позицию прозападных институтов, вроде Международного энергетического агентства.

«Она должна противостоять пропаганде Международного энергетического агентства. Ее задача – это аналитика, создание фундаментальных, неангажированных документов о тенденциях на рынке нефти и газа. Существующие ныне международные организации выдерживают провашингтонскую позицию, ведут пропаганду сланцевого газа, занижают роль и влияние России в энергетике. А здесь будет объективная оценка с позиций развития российского энергетического комплекса», - поясняет Пасечник.

Для России, по его словам, это возможность диверсифицировать свой энергетический экспорт.

«Россия показывает, что помимо Запада у нее есть пул весомых партнеров с точки зрения энергетического взаимодействия», - говорит эксперт.

На полях форума Владимир Путин также отметил необходимость сотрудничества Евразийского экономического союза РФ, Белоруссии и Казахстанас Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР).

«Россия заинтересована при поддержке Бразилии налаживать контакты с Союзом южноамериканских государств», - сказал Путин.

Подобное сотрудничество было бы выгодно все партнерам по ЕАЭС, считает доктор экономических наук, руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.

«Например, для Казахстана вполне будет интересен рынок латиноамериканских стран в плане поставок зерновых. Может быть, интересно в плане реализации продукции зарождающейся в Казахстане металлургии. Для Белоруссии этот рынок может быть интересен с точки зрения диверсификации поставок ТЭК. Вспомните знаменитые контракты с Венесуэлой, когда Лукашенко пытался заменить российские поставки. Возможна промышленная кооперация и для России. Отдельные проекты уже имеют обозримые черты: в области атомной энергетики, энергетики вообще, разработки в топливно-энергетической области, горно-металлургической промышленности», - говорит Мигранян.

В ходе форума были подписаны и разного рода соглашения между конкретными компаниями. Самым нашумевшим документом стал меморандум о поиске вариантов «монетизации газа», добытого RosneftBrasil («дочка» НК «Роснефть») в бразильском месторождении Солимойнс. Партнерами выступают бразильские компании Petrobras и HRT O&G (дочерняя компания HRT). Ранее они получили от Национального агентства Бразилии по нефти, природному газу и биотопливу одобрение сделки по приобретению Rosneft Brasil дополнительной доли размером 6% в проекте Солимойнс.

Как пояснил президент «Роснефти» Игорь Сечин, речь идет о возможном использовании газотранспортной системы Petrobras, чтобы продавать на местном рынке газ, добываемый российской компанией в Солимойнсе. По итогам сделки Rosneft Brasil будет иметь 51% акций проекта Солимойнс.

Как считает Пасечник, этот проект пока не позволяет говорить о «стратегическом присутствии на континенте», однако в качестве тестового он представляется весьма позитивным.

Поучаствуют российские компании и в ряде бразильских проектов в атомной промышленности. В частности, Rusatom Overseas (входит в ГК «Росатом») и бразильский холдинг Camargo Correa договорились о сотрудничестве при сооружении объектов для действующей бразильской АЭС «Ангра», а также возможном воздвижении новых блоков. Об этом рассказал глава «Росатома» Сергей Кириенко. Впрочем, как подчеркнул он, дальнейшая судьба совместной работы зависит от бразильского правительство, которое должно допустить в проект частных подрядчиков.

Были заключены и соглашения и в научно-практической сфере. Например, ОАО «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» заключила меморандум с Федеральным университетом города Санта-Марии по установке в Бразилии беззапросной измерительной системы ГЛОНАСС. Аналогичный документ был подписан с Технологическим институтом штата Пернамбуко.
Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток ФМБА РФ и Бразильский институт Бутантан договорились о международном научно-техническом сотрудничестве.

Поддерживать развитие инноваций в странах БРИКС, к слову, будут совместно национальные банки развития. С российской стороны – это Внешэкономбанк. Как пояснил глава ВЭБ Владимир Дмитриев, речь идет об общих проектах в фармакологии, биотехнологиях, и«других направлениях современного развития в инновационной сфере».В качестве примера Дмитриев рассказал о проекте создания в Бразилии совместного предприятия в фармацевтической сфере. Его стоимость оценивается в $100 млн.

Александр Пасечник:

Россия показывает, что помимо Запада у нее есть пул весомых партнеров на энергорынке

Владимир Путин заявил о необходимости для стран БРИКС сотрудничать в сфере добычи и реализации полезных ископаемых, коими страны «пятерки» обладают в объемах от 30 до 60% от мировых запасов. Это попытка создать аналог ОПЕК?

Это не аналог ОПЕК, которые, прежде всего, представляет добытчиков. Это картель производителей нефти и экспортеров. Наших партнеров по БРИКС к таковым отнести нельзя. Поэтому этого несколько иного содержания организация. Она должна противостоять пропаганде Международного энергетического агентства. Ее задача – это аналитика, создание фундаментальных, неангажированных документов о тенденциях на рынке нефти и газа.

Существующие ныне международные организации выдерживают провашингтонскую позицию, ведут пропаганду сланцевого газа, занижают роль и влияние России в энергетике. А здесь будет объективная оценка с позиций развития российского энергетического комплекса.

Плюс на форуме был разговор о создании банка топлива. Но это больше пока наработка и стратегический посыл. Пока не ясно, в каком виде он будет существовать, как будет пополняться, как будут существовать запасы.

То есть,  два аспекта: закладка идеологического фундамента по резерву топлива и второе – создание документов, которые позволят объективно оценить роль России на мировых рынках.

А почему именно сейчас был поднят этот разговор? Прежде партнеры по БРИКС обсуждали преимущественно совершенно другие сферы сотрудничества.

Вектор энергетического развития Россия с абсолютно европейского уходит в Азию, на Восток и даже на южноамериканский континент. Это диверсификация энергетической стратегии, ответ на вызовы европейцев, которые препятствуют нашим энергетическим проектам. В частности, проекту «Газпрома» «Южный поток», не открывают полностью двери для «Северного потока», не разрешают строительство сухопутного потока «Опал». Это ответные меры на такую политику. Россия показывает, что помимо Запада у нее есть пул весомых партнеров с т.з. энергетического взаимодействия.

«Роснефть» увеличила свою долю в бразильском проекте Солимойнс до 51% и сейчас рассчитывает начать продажу газа местным потребителям через сети компании-партнера. Это можно расценивать как начало экспорта услуг по добыче?

Это хороший, позитивный проект. Это тестовый проект, о стратегическом присутствии на континенте говорить пока рано, но первый шаг  - всегда победа.

Источник: ТАСС-аналитика, 17.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики