Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно

От зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно

Юшков Игорь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель кафедры «Прикладная политология» Финансового университета:

Пока что речь идет только о разработке плана, чтобы понять, как можно провести и возможно ли импортозамещение в области нефтесервиса. Президент фактически дал распоряжение разработать программу, как нарастить объем российских сервисных услуг. План этот будет готов к ноябрю и будет носить, скорее всего, декларативный характер, как многие государственные программы. Например, Энергетическая стратегия, которая постоянно обновляется, носит совершенно декларативный характер – участники отрасли не воспринимают ее как план к действию. Механизмы, которые могли бы их заставить ее выполнять, фактически отсутствуют. У компаний есть свои планы и стратегии развития, а также инвестиционные программы, но все это не имеет никакого отношения к государственной энергостратегии.

Заявка на создание такого документа и потенциальный выход России на замещение импорта в ТЭК играют роль сигнала для внешнего мира. Дело в том, что основные санкции, которыми грозят нашему государству, связаны как раз с ограничением взаимодействия в энергетической сфере, точнее в вопросах доступа к технологиям. Речь не идет об обязательном прекращении импорта углеводородов из России. Но с применением санкций страну хотят лишить возможности развиваться как энергетическая сверхдержава и крупный экспортер. Таким образом мы пытаемся сказать, что не боимся угроз Запада и США, так как у нас будут собственные технологии.

Другой вопрос, насколько вообще реально достичь в этом плане полной независимости и самостоятельности. Долгие годы у нас была как раз обратная тенденция. К нам пришли мировые лидеры нефте- и газосервиса и успешно заняли эту нишу. Фактически в России не осталось отечественных компаний, которые могли бы претендовать на место в этой нише. В России сложилась негласная договоренность с иностранными инвесторами: российская сторона предоставляет сами ресурсы, точнее лицензии на месторождения, а иностранцы – технологии и финансы. Во всех сложных проектах реализована именно эта схема, например в том же проекте СПГ-завода на Сахалине, который был построен фактически иностранцами. И все заявленные проекта такого плана реализуются с помощью иностранных компаний. То же самое будет и с разработкой арктического шельфа, когда Роснефть будет привлекать партнеров-иностранцев, так как у нас такого рода технологий нет. Хотя по шельфу Арктики их пока ни у кого нет. Тот же самый принцип работы распространяется на трудно извлекаемые запасы, например Баженовской свиты. Иностранные технологии присутствуют и там, и нам всегда, кстати, говорили, что вот так работает весь мир. Но если перенимать эти технологии, то это не так уж и критично. Ведь тот же норвежский Statoil тоже не имел какое-то время собственных технологий, но постепенно все-таки приобрел необходимые компетенции – их государство ставило условие: в обмен на работу на норвежских месторождениях предоставить всю информацию по данным технологиям.

У нас в стране ничего подобного не происходило. Импортозамещением технологий в нефтегазовой сфере похвастаться мы пока не сможем. Для этого требуется, как видим, не один год и тем более не шесть месяцев. У нас есть задел в научно-технической базе еще с советских времен. Есть даже отдельные компании, которые ведут собственные разработки и уникальные технологии. Однако от зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно. Потребуются годы и годы, если, конечно, будет систематизированная государственная стратегия, который компании будут пользоваться. Пока что план выглядит как информационная компания, мол, мы сейчас от всех откажемся, и санкции нам будут не страшны.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 23.07.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики