Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно

От зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно

Юшков Игорь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель кафедры «Прикладная политология» Финансового университета:

Пока что речь идет только о разработке плана, чтобы понять, как можно провести и возможно ли импортозамещение в области нефтесервиса. Президент фактически дал распоряжение разработать программу, как нарастить объем российских сервисных услуг. План этот будет готов к ноябрю и будет носить, скорее всего, декларативный характер, как многие государственные программы. Например, Энергетическая стратегия, которая постоянно обновляется, носит совершенно декларативный характер – участники отрасли не воспринимают ее как план к действию. Механизмы, которые могли бы их заставить ее выполнять, фактически отсутствуют. У компаний есть свои планы и стратегии развития, а также инвестиционные программы, но все это не имеет никакого отношения к государственной энергостратегии.

Заявка на создание такого документа и потенциальный выход России на замещение импорта в ТЭК играют роль сигнала для внешнего мира. Дело в том, что основные санкции, которыми грозят нашему государству, связаны как раз с ограничением взаимодействия в энергетической сфере, точнее в вопросах доступа к технологиям. Речь не идет об обязательном прекращении импорта углеводородов из России. Но с применением санкций страну хотят лишить возможности развиваться как энергетическая сверхдержава и крупный экспортер. Таким образом мы пытаемся сказать, что не боимся угроз Запада и США, так как у нас будут собственные технологии.

Другой вопрос, насколько вообще реально достичь в этом плане полной независимости и самостоятельности. Долгие годы у нас была как раз обратная тенденция. К нам пришли мировые лидеры нефте- и газосервиса и успешно заняли эту нишу. Фактически в России не осталось отечественных компаний, которые могли бы претендовать на место в этой нише. В России сложилась негласная договоренность с иностранными инвесторами: российская сторона предоставляет сами ресурсы, точнее лицензии на месторождения, а иностранцы – технологии и финансы. Во всех сложных проектах реализована именно эта схема, например в том же проекте СПГ-завода на Сахалине, который был построен фактически иностранцами. И все заявленные проекта такого плана реализуются с помощью иностранных компаний. То же самое будет и с разработкой арктического шельфа, когда Роснефть будет привлекать партнеров-иностранцев, так как у нас такого рода технологий нет. Хотя по шельфу Арктики их пока ни у кого нет. Тот же самый принцип работы распространяется на трудно извлекаемые запасы, например Баженовской свиты. Иностранные технологии присутствуют и там, и нам всегда, кстати, говорили, что вот так работает весь мир. Но если перенимать эти технологии, то это не так уж и критично. Ведь тот же норвежский Statoil тоже не имел какое-то время собственных технологий, но постепенно все-таки приобрел необходимые компетенции – их государство ставило условие: в обмен на работу на норвежских месторождениях предоставить всю информацию по данным технологиям.

У нас в стране ничего подобного не происходило. Импортозамещением технологий в нефтегазовой сфере похвастаться мы пока не сможем. Для этого требуется, как видим, не один год и тем более не шесть месяцев. У нас есть задел в научно-технической базе еще с советских времен. Есть даже отдельные компании, которые ведут собственные разработки и уникальные технологии. Однако от зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно. Потребуются годы и годы, если, конечно, будет систематизированная государственная стратегия, который компании будут пользоваться. Пока что план выглядит как информационная компания, мол, мы сейчас от всех откажемся, и санкции нам будут не страшны.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 23.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики