Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно

От зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно

Юшков Игорь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель кафедры «Прикладная политология» Финансового университета:

Пока что речь идет только о разработке плана, чтобы понять, как можно провести и возможно ли импортозамещение в области нефтесервиса. Президент фактически дал распоряжение разработать программу, как нарастить объем российских сервисных услуг. План этот будет готов к ноябрю и будет носить, скорее всего, декларативный характер, как многие государственные программы. Например, Энергетическая стратегия, которая постоянно обновляется, носит совершенно декларативный характер – участники отрасли не воспринимают ее как план к действию. Механизмы, которые могли бы их заставить ее выполнять, фактически отсутствуют. У компаний есть свои планы и стратегии развития, а также инвестиционные программы, но все это не имеет никакого отношения к государственной энергостратегии.

Заявка на создание такого документа и потенциальный выход России на замещение импорта в ТЭК играют роль сигнала для внешнего мира. Дело в том, что основные санкции, которыми грозят нашему государству, связаны как раз с ограничением взаимодействия в энергетической сфере, точнее в вопросах доступа к технологиям. Речь не идет об обязательном прекращении импорта углеводородов из России. Но с применением санкций страну хотят лишить возможности развиваться как энергетическая сверхдержава и крупный экспортер. Таким образом мы пытаемся сказать, что не боимся угроз Запада и США, так как у нас будут собственные технологии.

Другой вопрос, насколько вообще реально достичь в этом плане полной независимости и самостоятельности. Долгие годы у нас была как раз обратная тенденция. К нам пришли мировые лидеры нефте- и газосервиса и успешно заняли эту нишу. Фактически в России не осталось отечественных компаний, которые могли бы претендовать на место в этой нише. В России сложилась негласная договоренность с иностранными инвесторами: российская сторона предоставляет сами ресурсы, точнее лицензии на месторождения, а иностранцы – технологии и финансы. Во всех сложных проектах реализована именно эта схема, например в том же проекте СПГ-завода на Сахалине, который был построен фактически иностранцами. И все заявленные проекта такого плана реализуются с помощью иностранных компаний. То же самое будет и с разработкой арктического шельфа, когда Роснефть будет привлекать партнеров-иностранцев, так как у нас такого рода технологий нет. Хотя по шельфу Арктики их пока ни у кого нет. Тот же самый принцип работы распространяется на трудно извлекаемые запасы, например Баженовской свиты. Иностранные технологии присутствуют и там, и нам всегда, кстати, говорили, что вот так работает весь мир. Но если перенимать эти технологии, то это не так уж и критично. Ведь тот же норвежский Statoil тоже не имел какое-то время собственных технологий, но постепенно все-таки приобрел необходимые компетенции – их государство ставило условие: в обмен на работу на норвежских месторождениях предоставить всю информацию по данным технологиям.

У нас в стране ничего подобного не происходило. Импортозамещением технологий в нефтегазовой сфере похвастаться мы пока не сможем. Для этого требуется, как видим, не один год и тем более не шесть месяцев. У нас есть задел в научно-технической базе еще с советских времен. Есть даже отдельные компании, которые ведут собственные разработки и уникальные технологии. Однако от зарубежных технологий так быстро, как хотелось бы, полностью отказаться невозможно. Потребуются годы и годы, если, конечно, будет систематизированная государственная стратегия, который компании будут пользоваться. Пока что план выглядит как информационная компания, мол, мы сейчас от всех откажемся, и санкции нам будут не страшны.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 23.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики