Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за май 2014 г.

Топ-лист событий за май 2014 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за май 2014 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Подписание газового контракта с Китаем

    Это событие - безусловный хит мая, а возможно, и всего года. Вопреки мнению скептиков, контракт все-таки был подписан по крайне выгодной для России цене и на выгодных для России условиях. Интересы продавца и покупателя совпали. Нам этот контракт был особенно важен в контексте режима санкций. А Китаю все равно без российского газа на северо-востоке страны не обойтись. Этот крупнейший прорыв позволит диверсифицировать рынки и запустить новые проекты на востоке.

  2. Попытка урегулировать проблему украинского долга за газ

    Второй хит мая – это украинская история. Решение так и не было найдено, зато Россия не ввела режим предоплаты, поэтому весь май Украина лихорадочно закачивала газ в хранилища. Киев платить за газ не собирается и на компромисс не пойдет. Майские деньки были использованы для того, чтобы газ в хранилища закачать и попытаться себя от этой истории обезопасить.

  3. Ситуация с введением режима санкций в отношении России

    Весь май продолжалось обсуждение, какие санкции будут введены в мае. Поднималась тема секторальных санкций, прежде всего, конечно, в отношении нефтегазовой промышленности. Но в мае были и позитивные новости. Например, в список европейских санкций не попал Алексей Миллер. Ясно, что европейский бизнес, что называется, «отмазал» его. Бизнес понимает, в какую глупую историю он может попасть с этими санкционными историями, и пытается каким-то образом эту историю разрулить.

  4. Обсуждение приватизации «Роснефти»

    Любопытно, что эта тема всплыла в контексте китайского контракта. Один из наиболее животрепещущих вопросов: могут ли быть допущены к приватизации китайские компании. Не исключено, что в обмен на газовые соглашения китайцы могут получить некие бонусы в плане приватизации. Но что касается приватизации самой «Роснефти», то мы всегда говорили, что это исключительно вопрос времени. Нет никаких особых споров между сторонниками и противниками приватизации. Есть споры о том, как конкретно будет идти приватизация, поэтому пакет если не в 2014 г., то в 2015 г. продан будет.

  5. Обсуждение проекта «Южный поток»

    Переговоры по этому вопросы велись активно в течение всего мая. Европейский Союз занял довольно жесткую позицию. Хотя, казалось бы, наоборот, надо было Украину воспринять как государство, генерирующее риски. Но ЕС слушал заезженную пластинку о российской угрозе энергетической безопасности Старого Света.

  6. Начало добычи нефти на Чаяндинском месторождении

    Эта тема тоже привязана к китайскому контракту. Не секрет, что восточносибирские месторождения комплексны, там есть серьезные нефтяные оторочки. То есть по большому счету, это и газовые, и нефтяные месторождения. В этом сложность истории. Но еще задолго до подписания китайского контракта работы на Чаянде начались, и то, что первая нефть пошла с нефтяной оторочки, это большой успех, доказывающий, что в принципе эти проекты можно реализовывать.

  7. Подписание НОВОТЭК контракта с CNPC на поставку 3 млн тонн СПГ в год

    Контракт подписан, но все еще остается вопрос, на какие рынки СПГ будет поступать, как будут осуществляться поставки в Китай с учетом сезонности использования Северного пути? То есть определенные проблемы еще существуют.

  8. Соглашение ЛУКОЙЛ и «Тоталь» о создании совместного предприятия для изучения и добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородов Баженовской свиты на территории ХМАО

    Это важно опять в контексте режима санкций, потому что главная угроза – запрет на получение технологий. Не секрет, что, если речь идет о сложных проектах, мы нуждаемся в этих технологических решениях. Вот здесь Запад и пытается нас удержать. И то, что все-таки западные компании уже после всех этих крымских историй продолжают подготовку к активной добыче, в том числе в трудноизвлекаемых проектах, это очень важные истории, которые мы должны, безусловно, поощрять.

  9. Жалоба «Роснефти» в ФАС на Газпром в связи с недопуском к Сахалинской трубе

    Началась борьба за экспорт. Известно, что Газпром намерен построить третью очередь завода на Сахалине, а «Роснефть» намерена построить свой завод. И вот «Роснефть» обратилась с жалобой в ФАС из-за того, что Газпром не хочет брать ее газ в трубу. На самом деле труба принадлежит не Газпрому, а компании Sakhalin Energy, и она не входит в ЕСГ, и к ней антимонопольное законодательство не применяется. И с точки зрения здравого смысла тоже очевидно, что, если трубу построил Газпром, то пускать в трубу другую компанию особого коммерческого смысла нет. Особенно в той модели, когда государство сознательно построило систему, когда госкомпания воюет с госкомпанией. Эта «война», безусловно, тоже будет хит 2014 года. История еще будет развиваться.

  10. Подписание в Астане договора о Евразийском экономическом союзе

    Этот договор имеет очень серьезное энергетическое измерение. Заявлено, что до 1 января 2016 г. нужно утвердить концепцию общего рынка нефти и газа ЕЭС, а собственно построить его планируется до 1 июля 2019 г. Речь идет и об общем доступе к газо- и нефтетранспортным системам. Это произойдет чуть позже. Будет решена проблема ценообразования. В общем итоге, это довольно большой замах. Однако ключевой вопрос постсоветской интеграции «кто за нее будет платить?» остается открытым.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики