Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вопрос самоуважения Европы

Вопрос самоуважения Европы

Российско-украинский газовый вопрос по-прежнему остается нерешенным. В середине июня 2014 года «Газпром» ввел режим предоплаты поставок газа на Украину в связи с хроническими неплатежами. Просроченная задолженность «Нафтогаза Украины» за поставленный российский газ составляет 4,458 миллиарда долларов. С иском о взыскании этого долга «Газпром» обратился в Стокгольмский международный арбитраж, который решил объединить в одно производство взаимные иски компаний «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром».

Перспективы решения газового вопроса в контексте обстановки на Украине оценил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

У Украины огромный долг за газ, и объединение дел в шведском арбитраже не повлияет на суть проблемы. Надо сказать, что вообще Россия проявила удивительную терпимость к Украине, потому что перевод на предоплату произошел только в середине июня, а нарушения контракта начались еще в начале года. И мы, на самом деле, могли перевести Украину на предоплату уже с февраля-марта. То есть Украине дали определенные бонусы в течение нескольких месяцев, что позволило ей закачать газ в хранилища и сейчас бодро заявлять о том, что она от нас не зависит. Мы сделали это потому, что нас просила Европа, которая очень сильно обеспокоена перспективами транзита газа в зимний период. Но мы не можем постоянно Украину бесплатно снабжать газом.

Надо понимать, что Украина – это транзитная страна, и мы должны еще сохранять наш бизнес с Европой. И в этом плане я не согласен с теми, кто призывал отключить газ Украине, душить ее зимой и т.д. Не надо мешать решение проблем политических и использование газового инструмента. Ситуация сейчас выглядит таким образом, что Украина зашла настолько далеко, что не готова платить вообще что-либо, уверяет, что проживет без России. Но в этой ситуации она сама занимается самоуничтожением. Ей зимой без российского газа не выжить, но она демонстративно говорит о том, что ей газ не нужен. Это позиция камикадзе. Что мы с этим можем сделать? – Только руками развести. Украина подставляет и Европу, потому что, когда придется замораживать города, естественно, Украина начнет воровать из транзитных объемов, и тогда нам придется перекрывать поставки в Европу тоже. Европа об этом знает прекрасно, но ничего не делает. В этом плане нам даже не нужно использовать газовый инструмент как способ давления на Украину, потому что украинская власть настолько не дальновидна, что сама отказывается от этих поставок, и по экономическим причинам говорит, что ей газ не нужен. Соответственно, ждем зимы, когда украинской экономике придет окончательный конец, и будем просто грустно за этим наблюдать.

Что касается политической ситуации, то на Украине идет настоящая война, гибнут простые люди. Это гуманитарная катастрофа – других вариантов оценки нет. Помочь населению, организовать гуманитарный коридор мешает то, что Украина изображает эту ситуацию не как гражданскую войну, а как антитеррористическую ситуацию. Европа, к сожалению, вынуждена подыгрывать Украине и стыдливо молчать. А что касается США, то они пойдут до конца, для них это вопрос принципиальный. Россия создала прецедент, когда в современной политике можно действовать без оглядки на Соединенные Штаты. Они нам этого не простят, поэтому санкции будут довольно серьезными. Естественно, влияние на экономику России будет довольно большим. Но главный вопрос, что будет делать Европа.

Европа не может без последствий для себя идти на режим санкций, ведь это будет саморазрушение европейской экономики, мы слишком завязаны друг на друге. Вопрос не только в этом, это вопрос самоуважения Европы – если она будет принимать санкции просто под давлением США, это уже означает, что она не является самостоятельно мыслящим игроком. Потому что эти санкции недальновидны, они не имеют какой-то вменяемой почвы под собой, то есть организационная база крайне странная. С тем же самолетом – никаких доказательств вины России не предъявлено, а санкции вводятся по мотивам того, что мы якобы виноваты. Хотя они никаких фактов еще не предоставили. И это уже вопрос к европейцам, еще раз повторю, даже не к экономике уже, а к самоидентичности Европы и европейскому самоуважению.

Если задача стоит серьезная – ударить по России, то, конечно, будет ограничен доступ России к технологиям, к кредитам, к рынкам сбыта. Российская экономика завязана на энергетику, и это ее сильная сторона. Естественно, по энергетике и будет наноситься удар. Но вопрос в том, что, если вы ограничите поставки на европейский рынок, это означает, что вы уничтожаете европейскую экономику  вместе с российской. И вот это надо понимать.

Сегодня нельзя наказать энергетику России, не наказав европейского потребителя. Это – самое главное.

Источник: Актуальные комментарии, 29.07.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики