Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия торгует российским

Белоруссия торгует российским

Лукашенко обещает помочь Киеву нефтепродуктами, которые получает из нашей нефти

Проблемы с топливом, которые испытывает сейчас Украина, могут быть решены Белоруссией. По крайней мере, об этом прямо заявил белорусский лидер Александр Лукашенко. Существенно нарастить поставки бензина Белоруссия может только в ущерб российским интересам. В подоплеке странного заявления Лукашенко разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Глава Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно пообещал президенту Украины Петру Порошенко помочь нефтепродуктами для приближающейся уборочной кампании, «несмотря на внутренние потребности». 

Белоруссия традиционно поставляет нефтепродукты на Украину, однако в этом году поставки в первом полугодии снизились, и Украина действительно начала испытывать проблемы. 

Но сближение двух глав государств выглядит в нынешней ситуации крайне странно. Лукашенко, давая обещания Порошенко позаботиться о нефтепродуктах для Украины, ни слова не сказал о российских потребностях в бензинах. Тогда как белорусские НПЗ получают сырье из России, причем беспошлинно. И по межправсоглашению с Москвой Минск обязан часть нефтепродуктов возвращать обратно в Россию. 

Ежегодно Белоруссия импортирует беспошлинно до 22 млн тонн нефти из России, из которых только 7 млн тонн закупает для внутреннего потребления. Оставшуюся нефть Белоруссия перерабатывает для экспорта. При этом при реэкспорте этих нефтепродуктов Минск обязан уже заплатить пошлины в российский бюджет. 

Россия в любом случае оказывает финансовую помощь Белоруссии, которая оценивается почти в 2 млрд долларов ежегодно, а с учетом увеличения с 1 февраля российской пошлины на импорт нефти безвозмездная помощь Белоруссии выросла до 2,3 млрд долларов.

Таким образом, Белоруссия как партнер России по ТС, а также страна, которой Москва предоставляет как безвозмездную помощь, так и кредиты, может поддержать Украину, которая отказалась от интеграции в ТС в пользу ассоциации с ЕС, да еще и крайне недружественно действует по отношению к РФ.

Лукашенко не говорит, насколько собирается увеличить поставки нефтепродуктов на Украину, однако существенно нарастить их Белоруссия может только в ущерб российским интересам и ее топливному рынку.

Чего добивается Лукашенко

«Скорее всего, это попытка Минска шантажировать Москву с целью получить некоторые финансовые преференции. Белоруссия достаточно часто так делает, особенно когда ситуация в ее экономике сложная», – считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Минск испытывает проблемы с ликвидностью, также идут переговоры с российским Уралкалием и шли переговоры о финансовой поддержке Минска, выдаче новых кредитов.

Однако не факт, что шантаж окажется эффективным. Белоруссия сильно зависит от российского рынка, в том числе от российских нефти и газа. Лукашенко вряд ли пойдет на сотрудничество с Украиной в ущерб России. К тому же экономическая выгода от увеличения поставок бензина на Украину неочевидна. А украинские сельхозпроизводители еще не факт, что будут в состоянии заплатить за белорусский бензин.

«Есть большие риски неплатежей за топливо со стороны украинских сельхозпроизводителей. Они серьезно перекредитованы, и не факт, что им удастся реализовать весь товар в России. А для выхода на европейский рынок потребуется переход на европейские стандарты и время», – отмечает Абзалов.

При этом, по его мнению, расчет может быть именно на решение проблем с урожаем, и вряд ли речь идет о поддержке военной операции на Украине. «С точки зрения ведения войны важней не бензин, а авиакеросин, мазут и солярка. К тому же проблема военной операции не в топливе, а в низкой численности украинских войск и вооружения. Бензином эти проблемы явно не решить», – считает Абзалов.

Как ответит Россия

Поэтому Россия вряд ли будет беспокоиться о белорусском демарше. Тем более Москва, по его словам, может достаточно эффектно отыграть это информационно.

У России здесь будет публичная и непубличная стратегия поведения. «Что касается публичного поведения: Москва выдержит паузу, возможно, будет какое-то умеренно-негативное заявление, но жестких заявлений не будет. Она использует это для того, чтобы показать, что Россия, в отличие от Вашингтона и Брюсселя, использует политику мягкой силы, а не жесткого принуждения в отношении своих союзников. Непублично Россия напомнит Белоруссии о стратегической значимости партнерства, о необходимости согласованности действий и вообще о том, что Минск еще должен отдавать нам кредиты», – рисует перспективы Абзалов.

Впрочем, политик не исключает, что этот демарш мог быть даже согласован с Москвой. «Потому что ситуация на Украине именно с сельским хозяйством очень сложная, и если она не соберет урожай, то может начаться дефицит продовольствия», – не исключает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«У нас нет задачи заморозить или обезглавить Украину. Для чего нужны нефтепродукты – чтобы собрать урожай, чтобы население с голоду не умерло. Мы же не против украинского народа. Поэтому от того, что Порошенко и Лукашенко договорились, никакого ущерба России не будет. Более того, доход будет и для белорусского, и для российского бюджетов», –считает также директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Если у Белоруссии будут «лишние» нефтепродукты, то она сможет увеличить поставки бензинов на Украину, и Москва не будет возмущаться. К тому же дефицита топлива в России сейчас нет, нефтепереработка внутри страны растет, а экспорт топлива сокращается.

Россия будет выполнять роль наблюдателя ровно до тех пор, пока Минск не начнет исполнять обещания Украине в ущерб российским интересам и российскому топливному рынку, соглашается замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Нарастить объемы поставок можно по-разному. Едва ли стоит говорить о том, что объемы из Белоруссии на Украину увеличатся кратно. Потому что белорусская нефтепереработка сидит на российской нефти. Можно просто восстановить предыдущие объемы, которые в этом году упали. Можно увеличить на 5%, что практически незаметно будет», – рассуждает Пасечник.

В первую очередь Белоруссия будет удовлетворять собственные нужды в топливе, во вторую очередь – потребности России, а Украина по-прежнему будет стоять на третьем, а то и на четвертом месте (после экспорта нефтепродуктов в Европу).

Однако эксперт сомневается, что у Минска найдутся невостребованные объемы в ближайшие несколько месяцев, за счет которых он мог бы как-то серьезно нарастить поставки на Украину. «В августе и сентябре главные НПЗ Белоруссии встают на плановые ремонты. Как можно говорить о росте экспорта, если заводы будут по сути остановлены?»– удивляется Пасечник

Ситуация с топливом на Украине 

Белоруссия действительно создала топливные проблемы для Украины. Ранее в белорусских и украинских СМИ появилась информация о том, что спецэкспортер нефтепродуктов «Белорусская нефтяная компания» уведомила своих украинских контрагентов о невозможности поставок топлива в объемах, предусмотренных в договорах. Речь шла о сокращении в августе поставок на 20–30% от договорных. В БНК объяснили снижение объемов остановкой в августе на плановый ремонт белорусских НПЗ в Новополоцке и Мозыре. 

Директор консалтинговой группы компаний «А-95» (Украина) Сергей Куюн подтверждает, что Украина действительно сейчас испытывает дискомфорт с ресурсным обеспечением, и главным образом из-за Белоруссии. По его словам, белорусские и украинские компании подписывают, как правило, годовые контракты по нефтепродуктам. «Каждое лето эти контракты срываются, потому что белорусы отправляют больше топлива в Россию», – говорит Куюн.

«Традиционно летом в России возникает нехватка топлива. Между Россией и Белоруссией есть межправсоглашение, согласно которому в обмен на поставки российской нефти белорусы обязуются возвращать часть топлива в Россию. Обычно на эту квоту закрывают глаза, но в периоды сезонного напряжения Россия начинает забирать белорусские нефтепродукты. Сейчас это привело и к росту цены на украинском направлении», – рассказывает украинский эксперт.

Дополнительное давление на рынок нефтепродуктов на Украине оказал еще один фактор – внезапная остановка группой «Приват», подконтрольной олигарху Коломойскому, всех автозаправок, а это 22% АЗС на Украине. 

По оценкам Куюна, накопительный баланс рынка нефтепродуктов в первом полугодии текущего года уменьшился на 15,3% – до 3,56 млн тонн. За указанный период баланс бензинов сократился на 22%, до 1239 тыс. тонн, дизтоплива – на 11,3%, до 2329 тыс. тонн. При этом в июне баланс бензинов сократился более существенно – на 35%, до 255 тыс. тонн, а баланс дизтоплива – на 4,3%, до 394 тыс. тонн. С учетом резкого сокращения поставок белорусских бензинов в июле по итогам января – июля можно ожидать еще более существенного падения балансов, ожидает эксперт. 

Цены на топливо на Украине остаются выше российских. Так, цена на А-92 на Украине уже увеличилась до 1,26 доллара за литр, на А-95 – до 1,25 доллара за литр.

Украина на 85% зависит от импорта нефтепродуктов. 40% потребностей обеспечивает Белоруссия, 25% – собственные украинские НПЗ (Кременчугский и Шебелинский), порядка 10% – Литва и Польша, остальные 25% приходится на сухопутные и морские поставки из разных стран Европы (Болгарии, Румынии, Венгрии, Италии, Греции и т. д.).

Сергей Куюн считает странным заявление Лукашенко. «Во-первых, у нас нет никаких межправительственных соглашений, и поставки топлива полностью регулируются коммерческими контрактами. Все это решал рынок», – говорит Куюн. Кроме того, в этот период возрастает потребность не в бензине, а в дизтопливе, а проблем с дизтопливом никаких нет. «Но дизтоплива на Украине достаточно, потому что его Россия не покупает у белорусов. У России своего дизтоплива много», – говорит Куюн.

По словам Сергея Куюна, в прошлом году нехватку объемов из Белоруссии Украина решила за счет морских поставок нефтепродуктов из Европы, где бензина в избытке. В этом году Украина также надеется решить проблему путем увеличения импорта через морские порты, плюс Литва уже пообещала в августе поставить в три раза больше нефтепродуктов, чем обычно. Поэтому Куюн не думает, что ситуация на Украине дойдет до острого дефицита бензина.

Более того, Киеву тесное сотрудничество с Минском невыгодно в политическом плане. «Это сближение не решит вопрос газоснабжения, но лишний раз ослабит позицию Порошенко на Западе Украины. Потому что президент Украины взаимодействует с «последним диктатором свободной Европы», как за глаза называют главу Белоруссии. Украина показывает единство с членом Таможенного союза, а в политическом плане это не самая удачная политика в преддверии избирательной кампании в парламент. А с учетом обострения газовых переговоров осенью с Россией не факт, что Порошенко и потом станет с распростертыми объятиями вести переговоры с Белоруссией», – считает Дмитрий Абзалов.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 04.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики