Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ничего нового со стороны Болгарии не произошло – выжидательная позиция сохраняется

Ничего нового со стороны Болгарии не произошло – выжидательная позиция сохраняется

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель кафедры «Прикладная политология» Финансового университета:

Свою позицию Болгария обозначила еще в начале этого энергетического кризиса. Когда ситуация на Украине обострилась, а в Болгарии появилась знаменитая делегация США, то уже тогда болгарские власти заявляли, что они приостанавливают работы по Южному потоку до проведения консультаций с Брюсселем. Одна из формальных причин – несоответствие нормам Третьего энергетического пакета. Второй причиной болгары называли подряд на строительство участка Южного потока, который получило совместное предприятие «Стройтрансгаза» Геннадия Тимченко и болгарской компании. Брюссель заявил, что тендер был проведен с нарушением процедур, поэтому и работы не могут быть начаты. Но Тимченко в интервью 1 августа сообщил, что его компания вышла из этого проекта и тем самым минимизирует риски для «Южного потока». Однако ситуация после этого не изменилась – болгары продолжают настаивать на приостановке работ по Южному потоку до тех пор, пока проект не будет приведен в соответствие с нормами ЕС, т.е. Третьим энергетическим пакетом. А он требует, чтобы собственник газотранспортной системы не был монопольным поставщиком ресурсов. Таким образом Газпром должен либо сократить свою долю в Южном потоке – меньше 50%, либо в трубу должны быть допущены какие-то альтернативные поставщики. Которых, кстати, нет, так как Туркмения полностью переориентировалась на Китай из-за возражений России и Ирана против строительства газопровода по дну Каспийского моря. У Азербайджана свой проект газопровода для поставки в Европу 10 млрд кубометров газа. Надеяться на поставки из Ирана тоже рискованно. А появление альтернативных Газпрому поставщиков в России потребует пересмотра закона об экспорте газа, который закрепляет монополию Газпрома на экспорт трубопроводного газа. Напомню, что мощность «Южного потока» составит 63 млрд кубометров газа в год. По идее надо найти таких альтернативных поставщиков, которые могли бы его заполнить наполовину.

Из конкурирующих проектов «Южного пока» можно назвать только систему Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов, которая предполагает поставку газа из Азербайджана в Европу. И TANAP-TAP официально получил от Брюсселя разрешение на 100-процентное использование мощности газотранспортной системы, то есть он выведен из-под действия Третьего энергетического пакета. Чего нельзя сказать о Южном потоке, хотя проекты принципиально не отличаются по своей логике. Не понятно, по какой причине одному проекту дают право на нормальное функционирование, а другому – нет.

Думаю, что ничего нового со стороны Болгарии не произошло – выжидательная позиция сохраняется. Однако все понимают, что Южный поток нужен Европе, особенно в свете последних событий на Украине. Ее правительство разработало законопроект об антироссийских мерах, в который входит право перекрытия транзита энергоресурсов, в том числе газа. И если Украина перекроет транзит, то пострадает не только Россия, но и сами европейцы. Чем ближе зима, тем страшнее эта угроза. Все понимают, что такие выпады и нелогичное поведение пугает европейцев. После чего они начинают думать о том, как обезопасить себя и все-таки построить Южный поток. Это строительство им было бы весьма выгодно. К тому же Третий энергопакет не запрещает ничего строить (это еще раз доказывает абсурдность позиции Болгарии). Решение о строительстве каких-либо объектов на своей территории принимает само государство. Пакет же регулирует использование этой инфраструктуры, а не ее возникновение. По логике европейцев, если они преследуют свои интересы, то сначала надо построить трубу, а потом уже выпрашивать у России какие-либо льготы по вопросу об использовании этой инфраструктуры – так, как это было с Северным потоком. В случае перекрытия транзита через Украину именно Северный поток будет использоваться на полную мощность. С точки зрения европейцев логично было бы подобным же образом поступить и с Южным потоком – сначала построить, а потом уже торговаться. Однако мы видим, что на Болгарию активно давят американские политические элиты, которым не выгодна зависимость европейцев от российского газа. Именно они хотят подорвать позиции России как экспортера ресурсов в Европу. Штаты сами хотели бы поставлять туда свой газ, когда цена на него поднимется, или дождаться стагнации европейской экономики и также поставлять туда свои дешевые товары, произведенные благодаря сланцевой революции, то есть дешевому газу и дешевой нефти. Напомню, что американцы всегда поддерживали проекты, альтернативные российским – Nabucco, который уже совсем умер, и Транскаспийский газопровод, предполагавший поставку туркменского газа в Европу. Сейчас же можно сказать, что болгарские политические элиты слабы и продолжают ориентироваться на США.

Если Южный поток не будет построен, то предъявить какие-либо претензии ЕС мы не сможем. Претензии могут поступать только к конкретным государствам и партнерам «Газпрома» в этих странах. Ведь Евросоюз не запрещает строить газопровод, но требует соблюдать нормы, предполагаемые Третьим энергопакетом. Брюссель при этом угрожает какими-то санкциями, например прекращением финансирования дотационной Болгарии, если та присоединится к строительству. Этого болгары очень боятся. Но в рамках правового поля ни Брюссель, ни США не могут заставить Болгарию отказаться от строительства каких-либо объектов на своей территории.

Учитывая все это, Болгария занимает сейчас выжидательную позицию, пытаясь лавировать между Россией, США и Европой. Мол, мы выполняем свои обязательства, ни от чего не отказываемся, но пока приостанавливаем процесс. Они ждут развязки ситуации с Украиной и схватки между Россией и США, так как сейчас все экономические процессы, связанные с Россией, крайне политизированы. Если вы участвуете в каких-то российских проектах, то значит, вы поддерживаете ее политику. Это чревато и за это могут и покарать. Так что болгары приостанавливают проекты до тех пор, пока не наладятся отношения России с западным миром, минимизируя таким образом свои риски. Задержка на несколько месяцев не критична для Южного потока. Европейцы же понимают, что он им необходим.

Кстати, европейцы всегда поддерживали либерализацию экспорта российского газа – чтобы Газпром пустил в экспортную трубу альтернативных отечественных поставщиков, например Новатэк и Роснефть. Но если это сделать, то встает вопрос о дальнейшем существовании Газпрома в прежнем виде. Лишив его монополии, мы превратим его в обычную компанию, которая еще почему-то и трубой владеет. Тогда придется выделять отдельно инфраструктуру, как это было в свое время с тем же РАО ЕЭС. Но пока на это навряд ли пойдут. Ведь тогда российские компании будут конкурировать между собой на российском рынке, а это приведет к снижению цены. Как раз этого опасается Владимир Путин, и об этом он говорил, когда обсуждался вопрос либерализации СПГ, который в итоге либерализовали, но страхи по поводу конкуренции остались. 

Опубликовано: Центр энергетической экспертизы, 19.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики