Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В ситуации с «Южным потоком» Европу отрезвит зима, а не угроза судебного иска

В ситуации с «Южным потоком» Европу отрезвит зима, а не угроза судебного иска

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Вряд ли можно будет говорить о том, что России удастся получить какие-то финансовые компенсации от Евросоюза, если проект «Южный поток» все же не состоится.

ЕС настаивает на применении жестких правил регулирования Третьего энергопакета в отношении «Южного потока». Болгария в очередной раз остановила реализацию данного проекта. При этом правила и законы ЕС оставляют лазейки, это не мы придумали, это сами европейцы предусмотрели. Эти лазейки заключаются в том, что межправсоглашения гарантируют возвратность инвестиций. Уровень правительств позволяет давать такого рода проектам определенные исключения из Третьего энергопакета. Вы подписываете межправсоглашение о возрасте инвестиций и правительство в качестве меры защиты ваших инвестиций гарантирует, например, возможность полного использования этой трубы. Там же хитрость в том, что по правилам Третьего энергопакета половина трубы должна быть зарезервирована другими поставщиками. Возврат инвестиций со стороны Болгарии заключался в том, что она гарантировала, что СП Газпрома с Болгарией сможет вернуть инвестиции за счет полного использования трубы, по крайней мере, по территории Болгарии, где это СП работает. Это не нарушает европейские законы. Да, это позволяет вывести этот участок из-под действия Третьего энергопакета, но это не нарушение его норм. Тут можно, конечно, сейчас подать в суд и попытаться оспорить решение ЕС. Но Европа же формально не запрещала строить «Южный поток» по территории Болгарии. Формально это было решение болгарского правительства. Поэтому судиться формально надо будет не с Брюсселем, а с Болгарией, но с учетом того, что там новое правительство, тоже непонятно, с кем эти судебные процедуры осуществлять.

Я считаю, что отрезвляющий характер для Европы будут носить ситуация с Украиной и приближающаяся зима. Одно дело судебные разбирательства и судебные споры, а другое дело, когда Украина реализует закон, принятый уже в двух чтениях, о санкциях в отношении России и перекроет транзит российского газа через свою территорию, это при том, что 100% газа в Болгарию идет через территорию Украины, Болгария останется вообще без газа. И вот это будет носить гораздо более отрезвляющий характер, чем мы будем прикидывать, в какие суды пойдем и какие компенсации можем получить.

В реальности доказать в суде, что Болгария незаконно остановила проект и получить с нее компенсации с учетом того, что правительства там меняются слишком быстро, я думаю, слишком сложная и длинная история.

Окончательно о судьбе «Южного потока» можно будет говорить только по завершении этой зимы. Мой прогноз: зима окажет отрезвляющее влияние на европейцев. А если этого не произойдет, то плетью обуха не перешибешь, если люди не понимают, что проект нужен им самим, то угроза судов точно не поможет. Если рассматривать суд как возможность влияния на Европу, я думаю, влияние будет минимальным.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 19.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики