Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа переплатит за транзит

Европа переплатит за транзит

Из-за обострения ситуации на Украине цена газа в Европе выросла на 18%

Угроза прекращения транзита российского газа в Европу через Украину взвинтила спотовые цены на газ в ЕС. В случае прерывания поставок через украинскую территорию ряд стран рискует остаться без газа в преддверии начала отопительного сезона. Впрочем, ЕС может нарастить поставки сжиженного газа, но чтобы перекупить его с азиатских рынков, придется платить на $100–150 больше, чем за нынешние трубопроводные поставки.

Цены на газ в Европе после стабильного пятилетнего снижения резко пошли вверх. По данным Bloomberg, фьючерсы на газ в Великобритании за последние шесть недель подорожали на 18%. Причем после мягкой зимы-2013/14 газовые цены в Британии, считающиеся общеевропейским индикатором, снижались до минимальных значений с 2010 года.

 

Вице-президент Argus Вячеслав Мищенко поясняет, что цены в первом полугодии снижались не только из-за теплой зимы, но и из-за того, что Европа, обеспокоенная спором «Газпрома» с украинским «Нафтогазом» по поводу задолженностей, более активно заполняла свои хранилища российским газом. Поэтому цены спотовых (разовых) контрактов в Европе снижались, так как росли накопленные запасы газа, полученного по долгосрочным контрактам с «Газпромом».

 

Однако затем на Украине начались военные действия, и резкий рост цен связан именно с обострившейся ситуацией.

В частности, с рисками, что украинские власти могут запретить транзит российского газа в Европу через свою территорию. Законопроект, позволяющий перекрыть транзит энергоресурсов, Верховная рада Украины приняла на прошлой неделе. Это одна из 29 мер, которые Киев может применить к России в качестве санкций.

После того как «Газпром» из-за долгов (на данный момент $5,3 млрд) в июне перевел «Нафтогаз Украины» на предоплатную схему поставок, Киев перестал получать российский газ, однако транзит в Европу сохраняется на уровне примерно 170 млн кубометров в сутки. В прошлом году «Газпром» экспортировал через Украину почти 50% всех своих европейских поставок. По данным «Укртрансгаза», объемы транзита достигли 86 млрд кубометров из 161 млрд кубов, которые Россия поставила в Европу. Годовые затраты «Газпрома» на оплату транзита составляют около $4 млрд.

 

«Рост газовых цен в Европе лишний раз подтверждает, что спотовые цены очень зависимы от поставок, заключенных по долгосрочным контрактам, в том числе из России, — указывает Мищенко. — И если транзит через Украину будет перекрыт, цены вырастут еще больше».

 

Вариантов замещения российского газа у Европы немного.

Традиционные поставщики газа из Африки — Алжир и Ливия — сейчас, по словам Мищенко, не могут нарастить поставки. Норвегия, основной европейский производитель, снижает добычу, да и в любом случае могла бы обеспечить только близлежащие страны, в то время как, например, Балканы оказываются практически полностью отрезанными от поставок.

Российский Фонд национальной энергетической безопасности в своих материалах отмечает, что в 2013 году Болгария получила через Словакию и Словению (и, соответственно, через Украину) почти 100% газа, Австрия, Греция, Чехия и Хорватия более 50%, Италия — более 40%. И только Польша и Румыния были не столь зависимы от Украины. Правда, в 2014 году ситуация несколько изменилась — Чехия и Словакия теперь получают газ через газопровод «Северный поток».

 

В июле эксперты МВФ предупреждали, что в короткие сроки Россия сможет перенаправить по другим каналам лишь около 40% украинского транзита. Это может быть сделано за счет использования на полную мощность трубопроводов через Белоруссию и трубы «Северный поток». Впрочем, что касается последнего, этому мешают сами европейцы.

 

Сейчас СП загружен примерно наполовину, так как Еврокомиссия не позволяет «Газпрому» увеличивать долю своего газа в газопроводе OPAL (Германия), который является продолжением «Северного потока» в Европе.

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач говорит, что в случае прерывания транзита необходимость в наращивании поставок через OPAL действительно возникнет. При этом эксперт отмечает, что у стран Евросоюза есть неиспользованные мощности и для приема сжиженного газа (СПГ). Однако в случае перехода на сжиженный газ Европе, чтобы перекупить СПГ, идущий на азиатские рынки, придется заплатить на $100–150 больше, чем в случае трубопроводных поставок, цена которых сейчас составляет $360–380 за 1 тыс. кубометров.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 20.08.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики