Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Реальная цена газовой независимости

Реальная цена газовой независимости

«Дочка» государственной компании Lietuvos Energija - компания LITGAS, которая взяла на себя обязательства по снабжению плавучего регазификационного терминала СПГ в Литве минимально необходимыми для функционирования объемами газа, подписала первый контракт на закупку сжиженного природного газа с поставщиком. 5-летний контракт с норвежской Statoil предполагает поставку 6-7 грузов ежегодно общим объемом около 950 тыс кубометров СПГ. После регазификации этих объемов на литовский рынок может поступить около 540 млн кубометров в год или 2,7 млрд кубометров природного газа в течение действия всего контракта.

 

Президент Литвы Даля Грибускайте тут же заявила, что «нынешний монополист не сможет диктовать политические цены». А премьер-министр Альгирдас Буткявичус сообщил: «Это большой шаг в укреплении энергетической безопасности Литвы, позволяющий снизить стоимость газа для потребителей Литвы».

 

Впрочем, условия сделки, озвученные самой LITGAS, заставляют усомниться в правдивости этих громких заявлений. Цена в контракте привязана к спотовым котировкам на британском хабе NBP, а не к нефти, но литовским потребителям это ничего хорошего не сулит. Как говорится в сообщении LITGAS, «основываясь на котировках за последние 4 месяца, цена СПГ для Литвы была бы на уровне 900-1000 литов за тыс кубометров природного газа – 350-390 долларов за тыс кубометров.

 

В таком случае нет ничего проще, чем посчитать коэффициент привязки. С апреля по июль включительно цена газа на NBP снизилась  с 302 до 233 долларов за тыс кубометров. В среднем за период составила 263 доллара за тыс кубометров. Если взять среднюю цену в 370 долларов за тыс кубометров, озвученную LITGAS, то коэффициент привязки должен быть 1,4.

 

 

Динамика среднемесячной цены газа на NBP, долларов за тыс кубометров   

 

 

 

 

 

 

Источник: ICEENDEX

 

 

 

Напомним, что «Газпром» в настоящее время поставляет газ в Литву как раз по 370 долларов за тыс кубометров. Учитывая, что LITGAS должен платить другой госкомпании - Klaipedos Nafta, которая управляет терминалом и должна платить за ее лизинг владельцу судна норвежской Hoegh LNG, 14-23 доллара за тыс кубометров (тариф установлен государством на 5 лет), то даже при летних низких ценах на NBP цена СПГ на входе в газотранспортную систему Литвы будет выше. И это летом.

 

«Однако рынок природного газа сезонный по своей природе, - цитируется в сообщении LITGAS генеральный директор компании Доминикас Тучкус, - и цены на рынке зимой выше, особенно в морозы».

 

Первое судно из Норвегии ожидается именно зимой (в конце декабря 2014-го - начале января 2015 года), когда цены на NBP существенно вырастут. В первом квартале 2014 года среднемесячные цены составляли 339-386 долларов. С коэффициентом привязки 1,4, цена для LITGAS вырастет до 470-540 долларов за тыс кубометров. Это выше, чем цены «Газпрома» прошлого года, которые власти Литвы называли и называют «политическими», хотя на самом деле они были следствием конфликта акционеров Lietuvos Dujos (а именно намерения литовского правительства принудительно разделить активы компании, которая управлялась «Газпромом» и E.ON). Конфликт завершился тем, что правительство Литвы выкупило доли иностранных инвесторов, заплатив, примерно, по 130 млн евро каждому. В связи с этим ценовой конфликт фактически оказался исчерпан, а цены на российский газ для литовских импортеров были снижены с 480 до 370 долларов за тыс кубометров, что соответствует и средним ценам в балтийском регионе и среднеевропейским по контрактам «Газпрома».

 

Зато теперь «независимость» от «Газпрома» зимой будет стоить литовским компаниям на 100-150 долларов за тыс кубометров, чем «зависимость» от него. При этом минимальная загрузка терминала (на уровне 540 тыс кубометров природного газа в год) ставит под вопрос окупаемость проекта. Условия 10-летней аренды судна гарантируют норвежской Hoegh LNG 500 млн долларов EBITDA. Стоимость строительства судна с учетом финансирования – 330 млн долларов. Это значит, что Klaipedos Nafta должна заплатить до 2024 года включительно не менее 830 млн долларов, по 83 млн долларов ежегодно.

 

Норвежский контракт LITGAS позволит окупить аренду только если Klaipedos Nafta будет получать за услуги по приему и регазификации 150 долларов за каждую тысячу кубометров. Даже при полной загрузке СПГ-терминала (3 млрд кубометров в год), просто оплачивать аренду, не говоря о возврате других расходов на портовую инфраструктуру, можно будет при тарифе 27-28 долларов за тыс кубометров.

 

Для Норвегии литовский СПГ – это отличный бизнес. Hoegh LNG гарантировано получит полмиллиарда чистой маржи за 10 лет. А Statoil будет продавать газ практически по азиатским ценам зимой и на 40% дороже, чем могла бы получить при поставках на британские СПГ-терминалы летом.

 

Это, конечно, не контракт польской PGNiG на импорт1 млн т СПГ из Катара, который предполагает индексацию с премией к котировкам нефти (720 долларов за тыс кубометров при цене нефти на уровне 100 долларов за баррель). Но и о выгоде литовских потребителей говорить, мягко говоря, не стоит.  

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики