Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третий получает все

Третий получает все

Когда двое дерутся, выигрывает третий. Эта китайская поговорка - самое точное описание промежуточного итога санкционной войны, в которую западные партнеры втянули Россию. Третий в нашем случае – это Китай.  Поднебесная не просто выигрывает, она «срывает банк», «снимает сливки», получая добычу нефти на самом свежем из крупных действующих месторождений России - Ванкоре.

 

Если так пойдет, то и открытие больших газовых ресурсов тоже не за горами. Тем более что глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о готовности подписать второй контракт на поставку газа в Китай, на этот раз из Западной Сибири уже в ноябре. И это уже на самом деле подготовка к перенаправлению объемов, которые сейчас экспортируются в Европу на бездонный китайский рынок. Тех объемов, от которых ЕС грезит отказаться в долгосрочной перспективе, но сейчас и в обозримом будущем обеспечивающих европейскую энергетическую безопасность.

 

По иронии судьбы, благодаря противостоянию Запада с Россией, Китай получает то, что так и не смогли получить давние европейские и американские партнеры. В то время как для ExxonMobil, Statoil и Eni у «Роснефти» нашлись лишь перспективные, но требующие колоссальных финансовых, технологических и управленческих усилий месторождения в Арктике, на шельфе Магадана и ресурсы трудноизвлекаемой нефти, китайская CNPC (по-видимому, будет это она) получит долю в месторождении с годовой добычей в 25 млн т и 500 млн т запасов жидких углеводородов. Со стороны Китая потребуется лишь поддержать «Роснефть» финансово и Россию внешнеполитически. Покупки активов такого качества в истории CNPC еще не было, да и за весь 2013 год отдача всех ее заграничных проектов составила 47 млн т нефти (доля китайской компании).  

 

Что-то похожее европейцы получили лишь однажды, и то – в газовой сфере. В рамках большого проекта строительства Северо-Европейского газопровода (его морская часть известна как «Северный поток»), впервые напрямую связавшего Россию с Западной Европой, немецкие партнеры «Газпрома» - BASF и E.ON стали участниками разработки Южно-Русского месторождения с запасами в 600 млрд кубометров и годовой добыче 25 млрд кубометров.  И то им пришлось поучаствовать в инвестициях и отдать за свои доли в этом проекте активы. Не говоря уже о том, что газ и нефть обладают принципиально разной коммерческой ценностью в нынешних условиях.

 

Есть еще, конечно, три проекта СРП, где западные инвесторы еще в 90-е получили ресурсную базу, что называется в чистом поле, а в двух случаях из трех еще и в замерзающем зимой море. Но это все не то. Здесь присутствует баланс и разделение рисков, как бы не спорили об их соотношении.

 

В итоге санкции Запада в отношении России становятся лучшим инструментом повышения энергообезопасности и конкурентоспособности Китая, в том числе за счет снижения все той же энергобезопасности ЕС и конкурентоспособности западных компаний.

 

Это уже не просто знаменитый «бумеранг», когда можно получить по лбу своим же оружием, но при этом мужественно терпеть лишения, лишь бы оппоненту  тоже было худо. Тем более что заводила санкций и лидер Запада в этом противостоянии - США – всерьез и весьма справедливо рассчитывали, что через океан бумеранг не долетит вовсе. До Соединенных Штатов он не долетел, но, ударив по России и ЕС, «снаряд» срезал массу сочных, но ранее недосягаемых плодов над территорией Китая. Пекину остается только подобрать их и использовать для собственной пользы. Все бы ничего. Только глобальным конкурентом США является вовсе не Россия, а Китай, которому, в общем-то, только этих самых «плодов» - масштабных и надежных поставок энергоресурсов на льготных условиях  - и не хватало. 

 

Не думаю, что в Вашингтоне этого не понимали. Хотя в последнее время внешнеполитическая линия США все чаще дает сбои или генерирует страшные по своим последствиям побочные эффекты. Сближение с Китаем было самым простым и очевидным способом снижения ущерба от давления со стороны Запада. А доступ к энергоресурсам – это первое, что интересует китайцев в России. Не нужно быть Спинозой, чтобы просчитать этот сценарий. Но Штаты на это пошли. Значит, считают, что развод России с ЕС и, как следствие, укрепление влияния Вашингтона в Старом Свете,  для них более важное завоевание, чем недопущение российско-китайского энергетического альянса на условиях Пекина.

 

К сожалению, для будущего Европы, а Россия ее неотъемлемая часть, «это больше, чем преступление, это – ошибка». И остается только надеяться, что ее не поздно исправить.

Автор: Алексей Гривач

Опубликовано: Pro-gas.ru, 04.09.2014


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики