Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за август 2014 г.

Топ-лист событий за август 2014 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за август 2014 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Расширение санкций в отношении российского нефтегазового комплекса

    Уже в августе встал вопрос о том, не являются ли принятые меры прохождением «точки невозврата». Т.е. не является ли иллюзией временное применение санкций, не будут ли они пролонгированы на больший срок. Потому что все более и более жесткие механизмы применяются, и ситуация августа-сентября сильно отличается от ситуации июля, когда санкции были еще формальные. Сейчас все больше это напоминает стратегию «анаконды», когда Россию все жестче опутывают санкционными действиями. Это, конечно, серьезный вызов и для нефтегазовой промышленности, для всех запущенных проектов. Ресурсный национализм в России никогда не существовал, наоборот, проекты реализовывались с западными партнерами. И вот теперь все они оказались под вопросом.

  2. Падение цены на нефть ниже 100 долларов за баррель

    Конечно, это некий психологический рубеж. Падение цены было трактовано как начало длительной тенденции. Этот вопрос остается актуальным и для сентября. Некоторые считают, что США сделают все, чтобы демонтировать "режим Путина" и готовы даже наступить на горло собственной индустрии, готовы уничтожить рост нефтедобычи в своей стране, только бы нанести вред российской экономике. Понятно, что значительную часть российской экономики представляет собой нефтегазовый сектор. Действительно, эта тенденция пока сохраняется. Рычагов у США много, но пока стоит подождать, потому что стратегически дешевая нефть Америке создает гораздо больше проблем, чем возможностей. Ради уничтожения российской экономики придется заплатить гораздо более серьезную цену.

  3. Вооруженный конфликт на Украине

    К огромному сожалению, последний месяц лета не привел к какому-то прорыву, он был фактически потерян, и переговоров в августе, в двух- или в трехстороннем формате, не велось. Это неизбежно означает горячую осень в политическом плане.

  4. Старт бурения на структуре Университетской

    Это событие в августе можно было трактовать как демонстрацию несогласия западных нефтегазовых компаний с политикой своих стран и их намерение продолжать сотрудничество. Это был очень яркий символ. Exxon Mobil, американская компания, демонстративно начинает разведочное бурение на структуре Университетская, которая входит в три блока в Карском море. «Роснефть» согласилась разрабатывать их вместе с Exxon. Август был исполнен оптимизма. Российская сторона, вплоть до президента России Владимира Путина, этому проекту уделяла особое внимание.

  5. Обращение «Роснефти» с просьбой выделить ей 1,5 трлн рублей из Фонда национального благосостояния на поддержку проектов

    Новость шокирующая, потому что сама «Роснефть» сейчас всю свою рекламную и пиар-стратегию строит на тезисе, что является крупнейшим налогоплательщиком страны. Но возникает вопрос, что же это за налогоплательщик, если он вроде как кладет деньги в карман и тут же другой рукой пытается эти деньги забрать? 1,5 трлн – сумма, прямо скажем, чудовищная. Где эффект от китайских контрактов? На что «Роснефть» собирается эти деньги потратить? Может быть, на новые поглощения? Но зачем государству тратить деньги на это? Зачем финансировать рейдерство «Роснефти»? Вряд ли это правильная политика.

  6. Продолжение истории с «Башнефтью»

    Никакого компромисса не получилось. Стало окончательно ясно, что это не рядовая история с мелкими акционерами, а серьезная борьба за компанию, которая вообще ставит под вопрос функционирование политической системы в России, соблюдение правил игры, которые сложились в отрасли.

  7. Литва заключила контракт на поставку СПГ с норвежской компанией Statoil

    Этот контракт – типичный пример европейской политики диверсификации. Закупают газ на 30-40% дороже и с радостью бьют в бубны, что теперь они от российского газа избавились. При том, что еще большие вопросы, какие будут объемы этих поставок, сколько будет стоить этот терминал? Т.е. строится дорогая инфраструктура для того, чтобы покупать дорогой газ вместо того, чтобы использовать существующую инфраструктуру и получать более дешевый газ. Это хорошая иллюстрация того коллективного безумия, которое сегодня, к сожалению, охватывает Европу.

  8. Иран обещал поставить 35 млрд кубов газа в Европу

    Тоже показательно, что с радостью Европа за это предложение ухватилась. При том, что совершенно непонятно, в какие сроки будет реализован этот проект, за чьи деньги, кто будет поставщиком технологий? Но Европа рада и этому, хотя, конечно же, газопровод из Ирана через Турцию в Европу, кажется, выглядит куда большим кошмаром, чем газопровод из России через Украину. Не говоря уже про «Южный поток».

  9. ФАС начала расследование в отношении Газпрома по сахалинской трубе

    Это все отражение войн «Роснефти» с Газпромом за сахалинские заводы и использование сахалинских труб. У России сейчас довольно серьезные глобальные проблемы, и вместо того, чтобы решать их сообща, наши госкомпании воюют друг с другом, хотя отрасль должна быть как никогда консолидирована и государство должно решать общие проблемы индустрии. Вместо этого «Роснефть» затевает подковерную войну с неясными результатами, использует административные рычаги давления.

  10. Обсуждение налогового маневра

    Весь август продолжалось согласование этой темы, предлагались разные схемы. В итоге все опять заканчивается печально для отрасли. Естественно, никакого понимания перехода на налог с прибыли не происходит, новые принципы налогообложения не внедряются. В том или ином виде все равно будет расти налоговая нагрузка, и чем сложнее бюджетная ситуация, тем сложнее будет самой отрасли, безусловно.

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики