Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бессильна ли «Сила Сибири»?

Бессильна ли «Сила Сибири»?

Аналитики сомневаются в перспективах российских экспортных поставок газа с сибирских месторождений, в том числе через завод по сжижению во Владивостоке. По подсчетам экспертов, газ будет слишком дорогим и потому не сможет конкурировать с поставками из Австралии и других стран. На этом фоне «Газпром» намерен продвигать развитие внутреннего спроса на газ в качестве моторного топлива.

«Газпром» намерен соединить газопроводом «Сила Сибири» Якутский и Иркутский центры газодобычи с выходом на Хабаровск и далее порт Владивосток, где планируется построить завод по сжижению газа (Владивосток СПГ). Во Владивосток по действующим газопроводам также может поставляться газ из сахалинских месторождений (проекты Сахалин 1-3). Протяженность «Силы Сибири» составит около 4 тыс. км, газопровод планируется построить к концу 2017 года. По замыслу, он также позволит наладить поставки газа в Китай.

Также существует проект соединения указанных центров газодобычи с трубопроводами, ведущими в европейскую часть России и далее в Европе. Таким образом, «Газпром» намерен диверсифицировать направления поставок газа, обеспечив возможность его экспорта как в Китай, так и в Японию, а в случае необходимости – в Европу. 

При этом политическая составляющая в разговорах о «восточном векторе» поставок очевидна в контексте обострения отношений с Европой. Так, по мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, «Газпром» тоже встал на путь диверсификации рынков сбыта, причем стратегически ставка сделана на восток, и это обстоятельство европейцы должны все глубже понимать. Если посмотреть дальше, то за паритетом поставок восток -запад, ожидаемым в 30-ых годах, предпочтение РФ может остаться за куда менее политизированными, чем Европа, странами АТР».

Тем не менее, ряд аналитиков ставят под сомнения экономическую рентабельность всего этого грандиозного проекта. Проблема заключается в отдаленности Иркутского и Якутского центров от морских портов и стран-потребителей и как следствие – высокой себестоимости газа. 

Так, по мнению, высказанному в ходе IV Международной конференции «Нефть и газ Ямала и Карского моря» в Москве партнером консалтинговой компании RusEnergy Михаилом Крутихиным, Китаю российский газ вообще не слишком нужен, поскольку эта страна имеет диверсифицированные источники поставок голубого топлива и помимо России. 

Что же касается поставок газа через проект Владивосток СПГ, то, по приведенным Михаилом Крутихиным подсчетам, цена на СПГ по данному проекту, даже с учетом налоговых преференций, составит $16 за 1 млн британских термических единиц (btu) при том, что по прогнозам, цена в Японии в среднесрочной перспективе составит $12-$14 за 1 млн btu. Таким образом, проект выглядит нерентабельным, особенно на фоне наращивания прогнозных объемов производства СПГ такими странами, как Австралия, Канада и США, где рентабельность «считается» намного лучше.

Сомневается аналитик и в перспективах экспорта газа из Якутского и Иркутского центров газодобычи в Европу из-за слишком большого «транспортного плеча».

Как бы то ни было, но в феврале 2013 года результаты «Обоснования инвестиций в проект строительства завода СПГ в районе г. Владивостока» правлением компании, и проект перешел в инвестиционную стадию реализации. В марте 2013 года утверждены План мероприятий по реализации проекта строительства завода СПГ и План работ по подготовке ресурсной базы для проекта. Для реализации проекта создана компания специального назначения. 

Проект предполагает строительство в районе г. Владивостока завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн тонн СПГ в год. Первую линию мощностью 5 млн тонн в год планируется ввести в 2018 году. По нашему мнению, проект может и не пойти дальше первой очереди и будет ориентирован на сжижение именно сахалинского газа. А его реализация объясняется не столько экономическими, сколько политическими соображениями демонстрации «разворота в Азию».

Тем не менее, что-то делать с сибирским объемом газа все же нужно, а потому, вероятно, «Газпром» вновь активизировал разговоры о расширении использования природного газа в качестве газомоторного топлива внутри страны. Так, в частности, компания намерена строить газопровод в Крым, благодаря чему рассчитывает произвести хотя бы частичную замену нефтепродуктам на полуострове, поставка которых ограничена возможностями Керченской переправы. А на днях в Санкт-Петербурге созывается конференция, посвященная перспективам развития газомоторного топлива в России.

Автор: Виталий Чернов

Источник: Portnews.ru, 06.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики