Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бессильна ли «Сила Сибири»?

Бессильна ли «Сила Сибири»?

Аналитики сомневаются в перспективах российских экспортных поставок газа с сибирских месторождений, в том числе через завод по сжижению во Владивостоке. По подсчетам экспертов, газ будет слишком дорогим и потому не сможет конкурировать с поставками из Австралии и других стран. На этом фоне «Газпром» намерен продвигать развитие внутреннего спроса на газ в качестве моторного топлива.

«Газпром» намерен соединить газопроводом «Сила Сибири» Якутский и Иркутский центры газодобычи с выходом на Хабаровск и далее порт Владивосток, где планируется построить завод по сжижению газа (Владивосток СПГ). Во Владивосток по действующим газопроводам также может поставляться газ из сахалинских месторождений (проекты Сахалин 1-3). Протяженность «Силы Сибири» составит около 4 тыс. км, газопровод планируется построить к концу 2017 года. По замыслу, он также позволит наладить поставки газа в Китай.

Также существует проект соединения указанных центров газодобычи с трубопроводами, ведущими в европейскую часть России и далее в Европе. Таким образом, «Газпром» намерен диверсифицировать направления поставок газа, обеспечив возможность его экспорта как в Китай, так и в Японию, а в случае необходимости – в Европу. 

При этом политическая составляющая в разговорах о «восточном векторе» поставок очевидна в контексте обострения отношений с Европой. Так, по мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, «Газпром» тоже встал на путь диверсификации рынков сбыта, причем стратегически ставка сделана на восток, и это обстоятельство европейцы должны все глубже понимать. Если посмотреть дальше, то за паритетом поставок восток -запад, ожидаемым в 30-ых годах, предпочтение РФ может остаться за куда менее политизированными, чем Европа, странами АТР».

Тем не менее, ряд аналитиков ставят под сомнения экономическую рентабельность всего этого грандиозного проекта. Проблема заключается в отдаленности Иркутского и Якутского центров от морских портов и стран-потребителей и как следствие – высокой себестоимости газа. 

Так, по мнению, высказанному в ходе IV Международной конференции «Нефть и газ Ямала и Карского моря» в Москве партнером консалтинговой компании RusEnergy Михаилом Крутихиным, Китаю российский газ вообще не слишком нужен, поскольку эта страна имеет диверсифицированные источники поставок голубого топлива и помимо России. 

Что же касается поставок газа через проект Владивосток СПГ, то, по приведенным Михаилом Крутихиным подсчетам, цена на СПГ по данному проекту, даже с учетом налоговых преференций, составит $16 за 1 млн британских термических единиц (btu) при том, что по прогнозам, цена в Японии в среднесрочной перспективе составит $12-$14 за 1 млн btu. Таким образом, проект выглядит нерентабельным, особенно на фоне наращивания прогнозных объемов производства СПГ такими странами, как Австралия, Канада и США, где рентабельность «считается» намного лучше.

Сомневается аналитик и в перспективах экспорта газа из Якутского и Иркутского центров газодобычи в Европу из-за слишком большого «транспортного плеча».

Как бы то ни было, но в феврале 2013 года результаты «Обоснования инвестиций в проект строительства завода СПГ в районе г. Владивостока» правлением компании, и проект перешел в инвестиционную стадию реализации. В марте 2013 года утверждены План мероприятий по реализации проекта строительства завода СПГ и План работ по подготовке ресурсной базы для проекта. Для реализации проекта создана компания специального назначения. 

Проект предполагает строительство в районе г. Владивостока завода по производству СПГ мощностью не менее 15 млн тонн СПГ в год. Первую линию мощностью 5 млн тонн в год планируется ввести в 2018 году. По нашему мнению, проект может и не пойти дальше первой очереди и будет ориентирован на сжижение именно сахалинского газа. А его реализация объясняется не столько экономическими, сколько политическими соображениями демонстрации «разворота в Азию».

Тем не менее, что-то делать с сибирским объемом газа все же нужно, а потому, вероятно, «Газпром» вновь активизировал разговоры о расширении использования природного газа в качестве газомоторного топлива внутри страны. Так, в частности, компания намерена строить газопровод в Крым, благодаря чему рассчитывает произвести хотя бы частичную замену нефтепродуктам на полуострове, поставка которых ограничена возможностями Керченской переправы. А на днях в Санкт-Петербурге созывается конференция, посвященная перспективам развития газомоторного топлива в России.

Автор: Виталий Чернов

Источник: Portnews.ru, 06.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики