Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Приходите к нам в «добычу»

«Приходите к нам в «добычу»

«Много рассказывают сказок, что ничего не подписано, что это филькина грамота. Непонятно почему, но такие байки активно запускаются. Соглашение еще раз фиксирует, что этот проект будет реализован в любом случае», – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт Константин Симонов, комментируя соглашение о поставках российского газа сразу по двум маршрутам из России в Китай.

Российский Газпром и китайская CNPC подписали соглашение о сотрудничестве в сфере поставок российского природного газа по так называемому восточному маршруту – газопроводу «Сила Сибири».

Документ был подписан во время встречи председателя правительства Дмитрия Медведева с китайским коллегой, премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном. По условиям соглашения, стороны обязуются оказывать всестороннее содействие поставкам газа из России в Китай в части проектирования, строительства и эксплуатации необходимой газотранспортной инфраструктуры.

Подписание соглашения – обязательное условие вступления в силу договора купли-продажи природного газа, подписанного в мае этого года между ОАО «Газпром» и CNPC. Тогда стороны договорились о поставках 38 млрд куб. м российского газа в течение 30 лет. Стоимость контракта составляет $400 млрд. Планируемый срок начала поставок – 2018–2019 годы. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, президент России Владимир Путин еще 1 сентября запустил строительство газопровода «Сила Сибири» (так называемый восточный маршрут).

Правда, окончательно сделку стороны пока заключить не готовы. Соглашения относительно поставок газа в КНР по западному маршруту – договор поставки, межправительственное соглашение и техническое соглашение – Россия и Китай планируют подписать в следующем году.

Первый проректор Финансового университета, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал газете ВЗГЛЯД о том, когда поток газа в Китай может сравняться по объемам с поставками в Евросоюз.

ВЗГЛЯД: Константин Васильевич, какие перспективы открывают подписанные соглашения – и по восточному, и по западному маршрутам?

Константин Симонов: Экономическое значение весьма весомое. Если мы говорим про восточный маршрут, то мы можем довести поставки до 60 млрд кубов, а если про западный – начинали с 30 млрд, а теперь уже говорят про 100 млрд. Если мы все эти проекты реализуем, пусть даже в горизонте 10–15 лет, у нас объем поставок в Китай может составить 160 млрд кубов. Это больше, чем в Европейский союз. Мы получаем абсолютно равноценный рынок сбыта в обозримой перспективе.

Понятно, что вообще, в целом очень быстро пойдет экономическая кооперация России с Китаем, потому что такого рода проект – это не просто поставки газа, это совместное строительство газопроводов, совместная добыча газа и еще масса вариантов, которые могут быть реализованы. Это, так сказать, «шампур», на который мясо достаточно легко будет нанизать.

ВЗГЛЯД: В чем суть подписанного в понедельник соглашения, если окончательную сделку стороны решили отложить на следующий год?

К. С.: Соглашение должно было подтвердить, что наше правительство гарантирует правительству Китая, что контракт будет реализован. Контракт был подписан между коммерческими организациями – компаниями Газпром и CNPC, а теперь правительство берет на себя государственную ответственность, это означает, что он в любом случае будет реализован.

В последнее время много рассказывают сказок, что ничего не подписано, что это филькина грамота. Непонятно почему, но такие байки активно запускаются. Соглашение еще раз фиксирует, что этот проект будет реализован в любом случае. Первый контракт подписан на объем в 38 млрд кубов, для одной трубы – много, а для двух – мало. Так что все равно вторую трубу строить надо.

ВЗГЛЯД: Почему Газпром на выходных предложил взять определенные объемы газа для первой трубы с Сахалина?

К. С.: Это быстрее можно сделать, чем подключить Чаянду. Но в перспективе, как известно, Чаяндинское месторождение будет подсоединено к Ковыктинскому, и по восточному маршруту можно будет поставлять 60 млрд кубов...

Китайцы предложили России принять участие в строительстве газопровода по территории всего Китая. Сложность в том, что основное потребление газа в Китае – на востоке страны, и, соответственно, если строить западную трубу, она зайдет на западной границе – там у нас внизу Монголия и Казахстан, но есть и кусочек границы российско-китайской, но надо дотянуть этот газ до востока. Нужно строить газопровод уже через территорию самого Китая. Вопрос, кто станет инвестором данного проекта?

ВЗГЛЯД: Каковы шансы России поучаствовать?

К. С.: Возможно, что Россия тоже примет участие в строительстве. Это тоже любопытная история. Многие скажут: «Вот Россия берет на себя часть затрат» – но, с другой стороны, мы можем поставлять туда свои трубы и так далее. Только вопрос условий, и их нужно тщательно изучать.

Не исключаю, что мы пустим китайцев в свои добычные проекты как инвесторов, а они нас пустят в свои трубопроводные. То, что мы всегда предлагаем европейцам. Образно говоря: приходите к нам в «добычу», а мы к вам придем в «трубы». И сбыт может быть реализован с китайцами. Конечно, это не вопрос ближайших дней, но то, что такой разговор ведется, очевидно.

Авторы: Мария Трубина, Гуля Арифмезова

Источник: Взгляд, 13.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики