Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство отложило вопрос о либерализации экспорта сжиженного газа

Правительство отложило вопрос о либерализации экспорта сжиженного газа

Правительство рекомендовало доработать поправки в закон «Об экспорте газа», дающие право проекту «Печора СПГ» на получение экспортной лицензии. Власти не закрывают дверь для новых игроков на рынке сжиженного природного газа, но, по сути, откладывают вопрос о расширении числа экспортеров на неопределенное время

«Роснефть» и группа Alltech в мае объя­вили о намерении создать СП на базе «Печоры СПГ» – проекта строительства завода по сжижению газа в 230 км от Нарьян-Мара мощностью до 5,2 млн т в год. Размер капвложений в проект оценивается в пределах $5,3–6,6 млрд. «Роснефть» планирует получить мажоритарную долю в СП.

У «Печоры» нет экспортной лицензии, но не так давно первый замглавы комитета Госдумы по природных ресурсам Валерий Язев внес в нижнюю палату парламента законопроект о поправках в закон «Об экспорте газа». Он предлагает изменить норму о дате выдачи лицензий на строительство заводов СПГ с января 2013 года на июль 2014 года (по действующим правилам тот, кто получил лицензию на строительство СПГ-завода после 1 января 2013 года, не имеет права на экспорт). В этом случае «Печора СПГ» могла бы получить право на экспорт, но правительство выступило против.

Итоговый вариант заключения на законопроект Язева (опубликован на сайте Госдумы), подписанный руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько, все же оставляет ему шансы быть принятым. Как отмечается в документе, «дальнейшую либерализацию экспорта газа природного в сжиженном состоянии необходимо проводить после анализа практики реализации внесенных в закон изменений». «На основании этого правительство РФ считает, что законопроект требует дополнительной проработки», – говорится в заключении.

Язев заявил РБК, что будет дорабатывать законопроект и надеется снова внести его в Госдуму до конца текущего года. Что именно он намерен изменить, депутат не уточнил.

Аналитик по нефтегазовому сектору Sberbank CIB Валерий Нестеров полагает, что у «Печоры СПГ» остается шанс получить лицензию на экспорт СПГ, но вряд ли это случится быстро.

«В результате доработки закон может быть модернизирован с учетом интересов и других недропользователей», – полагает эксперт. По его мнению, в условиях санкций разработка «Печоры СПГ» и создание на ее базе СПГ-завода пока не выглядит экономически обоснованной.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач полагает, что правительство поставило крест на законопроекте Язева.

«Чтобы проанализировать работу уже действующих проектов наверняка, следует дождаться ввода в эксплуатацию СПГ-заводов «Роснефти» и НОВАТЭКа в 2019–2025 годах. Но политическое решение на уровне Владимира Путина может в любой момент изменить ситуацию: все зависит от того, сохраняет ли Игорь Сечин интерес к приобретению актива», – считает аналитик.

Сделка по покупке «Роснефти» контрольной доли в проекте «Печора СПГ» пока не завершена, но совладелец группы Alltech Дмитрий Босов сказал РБК, что она будет закрыта в ближайшее время – остались технические детали.

Пресс-служба «Роснефти» не ответила на запрос РБК, но источник в «Роснефти» поясняет, что сделку планируется завершить до конца года. Источник РБК в правительстве считает, что компания может отказаться от реализации проекта, и связано это не с наличием экспортной лицензии, ведь у самой «Роснефти» есть такое право, она могла бы продавать СПГ в «Печору» через собственную структуру.

«На фоне санкций Запада, прежде всего связанных с созданием проблем в получении долгосрочного финансирования для «Роснефти», госкомпаниям приходится выбирать наиболее приоритетные проекты», – говорит источник РБК в правительстве. 

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 14.10.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики