Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзитом в Стокгольм

Транзитом в Стокгольм

На фоне переговоров о возобновлении поставок российского газа на Украину и погашении украинского газового долга «Нафтогаз» подал новый иск против «Газпрома», требуя повышения транзитного тарифа и компенсации за недопрокачку российского газа через Украину. Российская газовая монополия готова судиться. При этом, по словам экспертов, Украина рискует навлечь на себя ответные штрафные санкции со стороны «Газпрома» за ежегодный недобор газа.

«Нафтогаз Украины» подал в Стокгольмский арбитражный суд новый иск против «Газпрома». Об этом во вторник заявил глава департамента реформирования бизнеса украинской компании Юрий Витренко.

В настоящее время Стокгольм рассматривает жалобу украинской компании на нерыночную цену, установленную «Газпромом» ($485 за 1 тыс. кубометров). Новый иск, по словам Витренко, касается пересмотра действующего контракта на транзит российского газа через украинскую территорию. Витренко указал, что в контракте 2009 года не было учтено европейское законодательство. В частности, речь идет о Третьем энергопакете, к которому Украина недавно присоединилась. «Нафтогаз» просит Стокгольм упразднить или заменить недействующие положения контракта. Также в соответствии с нормами Третьего энергопакета контрагентом по транзиту газа должен стать не «Нафтогаз», а «Укртрансгаз» («дочка» «Нафтогаза», которая фактически и осуществляет транзит).

 

По оценкам «Нафтогаза», в случае положительного решения Стокгольмского суда тариф на прокачку российского газа через Украину вырастет на 40%.

 

С 2010 года ставка тарифа на транспортировку газа по территории Украины является плавающей и определяется по формуле, учитывающей стоимость топливной составляющей и инфляцию в Европе. С начала 2014 года стоимость тарифа составляет $2,73 за 1 тыс. кубометров на 100 км, что на 9,9% ниже, чем в четвертом квартале 2013 года. Учитывая, что транспортное плечо российского газа от российско-украинской границы до границы Украины со странами ЕС составляет приблизительно 1,16 тыс. км, за транспортировку 1 тыс. кубов Киев получает порядка $31,7. При росте в 40% эта сумма увеличится примерно до $44,4. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк еще в середине июня поручил установить экономически обоснованные тарифы на транзит. Глава «Газпрома» Алексей Миллер тогда назвал это «очень тревожным звоночком».

Миллер заявил, что «сама постановка вопроса говорит о том, что транзитные риски Украины являются существенными».

 

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что Украина не может требовать пересмотра транзитного договора, ссылаясь на европейское законодательство. «Во-первых, приняв Третий энергопакет, Украина не стала европейской страной, — отмечает глава ФНЭБ. — Во-вторых, ТЭП требует конкурентной цены на транзит, но на входе в газопроводы на российско-украинской границе нет газа, кроме российского, поэтому о конкурентной цене речь идти не может». В целом же, по словам Симонова, поставки российского газа через Украину в нормы Третьего энергопакета укладываются.

 

Попыткой увеличить стоимость транзита требования «Нафтогаза» не ограничиваются. Украинская компания указывает, что, согласно транзитному договору, минимальный объем поставок через Украину определен в 110 млрд кубометров в год, в то время как в 2013 году транзитные поставки составили лишь 86 млрд кубов, а в 2012 году — 83 млрд кубометров.

Теперь Украина требует компенсации за недостаток транзита. По словам Витренко, расчет убытков охватывает период с 2009 года и до момента подачи иска.

Сумму претензий в компании не называют.

 

«Контракт действительно гарантирует прокачку в объеме не менее 110 млрд кубометров год, но за все время со дня подписания соглашения это условие не было выполнено ни разу», — комментирует глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Он отметил, что тариф должен соответствовать реальному объему транзита.

 

«Мы будем участвовать в арбитражном процессе, — заявил «Газете.Ru» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. — Мы в своей позиции уверены».

Константин Симонов рассказал «Газете.Ru», что в транзитном российско-украинском контракте не предусмотрены никакие штрафные санкции за несоблюдение объемов поставок. «Там нет условия «качай-или-плати», так что обязательство «Газпрома» прокачивать по меньшей мере 110 млрд кубометров газа в год является не более чем декларацией, — поясняет глава ФНЭБ. — У «Нафтогаза» нет никаких перспектив выиграть этот спор».

А вот в контракте на поставку российского газа самой Украине условие «бери-или-плати» прописано, причем с учетом штрафов за недобор газа. А Киев с 2009 года эти условия регулярно нарушал.

 

«Штрафные санкции, которые «Газпром», на основе контракта, имеет полное право выставить «Нафтогазу», составляют около $12 млрд, — говорит Симонов. — И это без учета 2014 года. Можно сказать, что Украина сама подсказала «Газпрому» ответные меры».

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 14.10.2014

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики