Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские эксперты: Смена еврокомиссара по энергетике вселяет надежду

Российские эксперты: Смена еврокомиссара по энергетике вселяет надежду

1 ноября Гюнтер Эттингер сложил с себя полномочия еврокомиссара по энергетике. В связи с приходом ему на смену представителей Испании и Словакии в Москве уповают на смягчение энергетической политики ЕС в отношении России.

Гюнтер Эттингер (Guenter Oettinger), неполные пять лет отвечавший в команде 11-го председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу за вопросы энергетики, 1 ноября 2014 года перестал быть главным переговорщиком с Россией по самым острым вопросам энергополитики. В составе новой команды Жан-Клода Юнкера Эттингер займется цифровой экономикой и обществом, а вот энергетикой будут заниматься сразу два человека: испанец Мигель Ариас Каньете (он занял пост комиссара по вопросам климата и энергетики) и словак Марош Шевчович (он стал вице-президентом Еврокомиссии по вопросам Энергетического союза). Эксперты в России надеются на то, что представители Испании и Словакии будут более лояльными по отношению к России, хотя и признают, что стремление ЕС к энергетической независимости от Москвы едва ли исчезнет.

Ушел до заморозков

В российском представительстве Евросоюза DW объяснили, что такова прерогатива главы Еврокомиссии — наделять теми или иными функциями членов своей команды. «Юнкер решил, что вопросами энергетики будут заниматься два комиссара. Кто из них будет основным переговорщиком с Россией, пока сказать трудно. В новой комиссии вообще перераспределяются несколько портфелей, это нормально», — объяснили в московском пресс-офисе ЕС.

Эксперты считают, что появление сразу двух еврокомиссаров, которые будут иметь отношение к энергетике, не случайно — уж больно актуальная и острая эта тема. «Даже Эттингеру было непросто поначалу, — вспоминает директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский. — Ему пришлось долго погружаться в дело, дабы скрупулезнейшим образом выполнять свои обязанности и следовать букве закона ЕС, главным образом — соблюдению духа Третьего энергопакета».

По словам Дмитриевского, в течение нескольких десятилетий входившего в число переговорщиков по энергетическим вопросам со стороны СССР, а затем России, Эттингер покинул свою должность на пике успеха: при его активном участии был заключен долгожданный газовый договор между Россией и Украиной, что дало партнерам гарантии относительной стабильности, а Европе — уверенность в том, что ее не ожидают зимой перебои с поставками энергоносителей из России, как это было в 2006-м и 2009-м.

Трудное наследство

 

И все же фигура Эттингера была не самой удобной для российских переговорщиков. Он выступал за неукоснительное соблюдение всех норм Третьего энергопакета. Из-за этого до сих пор в подвешенном состоянии находится «Южный поток», по мнению Еврокомиссии нарушающий некоторые положения этого документа, а также проект OPAL. «Эттингер также активно лоббировал реверсные поставки газа на Украину и создание украинского хаба, что создавало бы определенную угрозу для сложившейся десятилетиями практики поставок газа из России в ЕС через территорию Украины», — напоминает Дмитриевский.

По мнению экспертов, последователям Гюнтера Эттингера уготована непростая работа. «Им необходимо тщательно реализовывать политику, проводимую руководством Евросоюза, находиться в мейнстриме, который диктует сокращение энергозависимости от России», — высказал свое мнение DW директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. В то же время, по его словам, европейский бизнес, в частности, немецкие партнеры России из компании Wintershall хотели бы смягчения политики в отношении ряда российских проектов — и к ним еврокомиссарам также придется так или иначе прислушиваться.

Нельзя полностью сбрасывать со счетов и национальные интересы членов команды Юнкера. Безусловно, в первую очередь, они являются европейскими чиновниками, однако нельзя забывать и о том, что они — граждане своих стран. При этом, как заявил DW начальник аналитического отдела инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских, «если говорить о Словакии, то ее положение на энергетическом рынке неустойчиво, а зависимость от России довольно высока — до полной интеграции с европейской газовой сетью и появления в Польше терминалов сжиженного природного газа еще далеко. Так что, возможно, позиция Шефчовича по отношению к России будет более-менее благосклонной».

«Словакия была последней страной, которая в сентябре этого года пыталась препятствовать секторальным санкциям против Москвы», — напоминает Симонов. По его словам, политически эта страна является дружественной по отношению к России. Однако он все же полагает, что это вряд ли серьезно повлияет на политику Еврокомиссии в отношении Кремля.

Что касается Испании, то она вовсе не зависит от РФ. Академик Дмитриевский напоминает, что еще в 1981 году в ходе сессии Совета международного газового союза в Барселоне обсуждалась возможность строительства южно-европейского газопровода по суше, который шел бы из Советского Союза через Югославию, север Италии и юг Франции в Испанию, но проекту не было суждено реализоваться. В итоге до сих пор страна покрывает свои потребности в топливе за счет сжиженного природного газа. «Независимость Испании от России играет в нашу пользу, так как еврокомиссару из этой страны ни к чему снижать зависимость, которой не существует», — считает Дмитриевский.

Тем не менее, тот факт, что Каньете и Шефчович, в отличие от Эттингера, являются гражданами стран, экономики которых не относятся к самым сильным в Европе, говорит, скорее, о том, что они будут максимально придерживаться общеевропейской линии, считает Подлевских. «А это значит, что резкого потепления ждать не стоит», — уверен глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Источник: DW, 05.11.2014 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики