Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Когда мировые цены на бензин падают, у нас они все равно растут»

«Когда мировые цены на бензин падают, у нас они все равно растут»

Правительство РФ по просьбе губернаторов намерено увеличить с 2015 года акцизы на бензин на 1 рубль для покрытия дефицита региональных дорожных фондов. Вследствие этого, несмотря на налоговый маневр, топливо класса «Евро-5» за год подорожает на 14-15 процентов, то есть на 2-3 рубля. Вопрос: «Такая вот арифметика?» 

Михаил Хазин, экономист, публицист, президент компании экспертного консультирования «Неокон»:

«Современное либеральное правительство не собирается этим заниматься»

- Знаете, я вообще не очень понимаю какое отношение к нашей экономике имеет повышение цен на бензин.

Да, цены на бензин, безусловно, могут меняться в силу разных причин. Однако когда мировые цены на него падают, у нас они все равно растут. Поэтому я думаю, что такое повышение у нас пройдет достаточно незаметно.

Стоит ли государству как-то противостоять повышению цен на бензин? Знаете, для этого самому государству прежде всего надо принципиально изменить свою экономическую политику. Но современное либеральное правительство не собирается этим заниматься. 

Евгений Ясин, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики», бывший министр экономики РФ (1994-1997 гг.):

«В вопросе повышения цен на бензин губернаторы тоже добились своего»

- Думаю, что государство, конечно, могло бы сделать такой маневр, чтобы не повышать цену. Но, с другой стороны, предложения такого рода (о повышении цен на бензин) идут от губернаторов, которые в основном и просят только деньги.

Знаете, я отношусь к этому негативно, тем более что и цены на нефть сейчас падают. Но что делать - сейчас у нас так поворачивается жизнь.

По сути, правительство свернуло развитие местного самоуправления, одновременно сконцентрировав в федеральном бюджете слишком большие средства.

И вот теперь оно наделяет регионы трансфертами, идущими на самое необходимое, причем из тех же сумм, которые и собираются у регионов. Знаете, я категорически против этого.

Я считаю, что не нужно было менять ту систему самоуправления, которая, по сути, уже была выстроена к 2000 году. Да, у нее были какие-то недостатки, и иногда даже выбирали таких губернаторов, как один наш бывший знаменитый народный артист, но это уже другой вопрос...

Но ведь тогда начали реформировать всю систему в сторону большей централизации. С моей точки зрения, это ведет к снижению активности людей в регионах, в том числе и самого регионального руководства, а это очевидный минус.

Что ж, теперь наши губернаторы привыкли к такому стилю жизни, и если им требуется получать разрешение сверху, то они стараются сделать так, чтобы было наверняка. Вот и в вопросе повышения цен на бензин они тоже добились своего.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

«Бензин по-прежнему будет дорожать, а государство стучать кулаком по столу»

- Прежде всего надо помнить, что нефть сегодня - это финансовый инструмент. Большая часть всех этих нефтяных контрактов, договоров, фьючерсов и т.п. просто не доводится до физического исполнения. По сути, вся нефть, которой у нас сегодня торгуют, она лишь на бумаге...

Но и поставки нефти на внутренний рынок, и производство бензина (как, впрочем, и экспорт нефти) находятся в руках одних и тех же игроков. Поэтому падают ли доходы от ее продажи на экспорт, снижаются ли, но цены на бензин у нас растут всегда.

Строго говоря, цена на бензин складывается из стоимости сырой нефти, стоимости услуг перерабатывающих предприятий и зависит непосредственно от услуг заправочных станций, нефтебаз, где хранится топливо, а также от стоимости за услуги перевозки.  

Но опять же не стоит забывать, что обычно вся эта цепочка сконцентрирована в руках одной вертикально интегрированной компании. Так что  очень сложно понять, какие издержки она несет на самом деле.

Ситуация изменится только в том случае, когда у нас появится независимая переработка. Вот тогда можно ждать и появления независимого сбыта, и реальной конкуренции...

В противном случае бензин по-прежнему будет дорожать, а государство стучать кулаком по столу и грозить нефтяникам...

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:

«Хотим мы этого или не хотим, но цена потихонечку ползет вверх»

- По-моему, одной из главных причин повышения цен на моторное топливо является то, что у нас растут налоги. Ведь мы значительно увеличиваем акцизы и на бензин, и на дизельное топливо, а это не могло не сказаться на цене.

То есть ситуация такова, что хотим мы этого или не хотим, но цена потихонечку ползет вверх. Так что если государство хочет каким-то образом остановить рост цен, оно должно внимательно посмотреть на составляющие этой цены.

Например, нужно обязательно учитывать, что если примерно 60% стоимости моторного топлива или бензина сегодня занимают именно налоги, то государство и могло бы это отрегулировать, в том числе и снизив налоговую нагрузку на это моторное топливо.

А вот тогда, наверное, и можно было говорить о каком-то участии государства в регулировании цен на рынке... 

Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по  энергетике, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук:

«Там это объяснимо, поскольку они покупают нефть...»

- Необходимо регулировать таможенные и налоговые сборы таким образом, чтобы не росла стоимость топлива. А далее нужно разбираться в том, откуда у нас берутся потери. Но наше правительство этого не делает...

Вот, например, пропорционально цене нефти у нас растет стоимость бензина, как и в Европе. Но ведь там это объяснимо, поскольку они покупают нефть. Мы же ее производим, однако цены почему-то подгоняем под европейские. По-моему, такая ситуация просто парадоксальна. 
 
Либо цены на внутреннем рынке должны держаться не выше инфляции, либо правительство, в очередной раз поддавшись влиянию либерал-монетаристов, опять отпустит все на волю рынка.

На мой взгляд, сейчас у власти масса советчиков, которые утверждают, будто чем выше цена на энергию, тем люди больше экономят. Однако ничего похожего в российских условиях не происходит.

Наши проблемы в основном связаны с износом и отсталостью оборудования. Если уж и наши дороги, и вся система обслуживания не столь эффективны, как у европейцев, то и сэкономить как они, пока все не будет поправлено, будет просто невозможно...

Источник: Аргументы недели, 05.11.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики