Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игра без правил

Игра без правил

Рост цен на топливо продолжится и в следующем году. Пострадает рядовой потребитель

Тема роста цен на бензин снова стала крайне актуальной и доминирующей. Он не просто дорожает. Есть основания считать, что стоимость бензина продолжит стремительный рост и в следующем году.

На фоне падающих мировых цен на нефть это выглядит диссонансом. Естественно, народ у нас грамотный, знает, сколько стоит нефть на Нью-Йоркской бирже, и задает вопрос: «А почему нефть падает, а бензин дорожает?» Наше государство предлагает вполне комфортное для себя объяснение: во всем виноват сговор нефтяников. Федеральная антимонопольная служба уже успела возбудить дело в отношении ЛУКОЙЛА, «Роснефти» и «Башнефти» по признакам манипулирования ценами на бирже. То есть их обвиняют в некоем ценовом сговоре.

Надо сказать, что структуру нашего топливного рынка нельзя назвать абсолютно конкурентной. Мы об этом много раз говорили: у нас отсутствует независимая нефтепереработка, во многих регионах есть доминирующий производитель нефтепродуктов, в этом плане конкуренция на рынке зачастую условна. Но, сказав А, давайте скажем и Б. Сейчас основная проблема заключается в налоговой политике государства, и рост цен на бензин в следующем году во многом будет обусловлен «налоговым маневром», по которому налоговая нагрузка в нефтяной индустрии будут перераспределяться от добычи к переработке. Как раз акцизы на топливо будут увеличиваться, и правительство честно признало, что бензин из-за «налогового маневра» подорожает в следующем году. Об этом было сказано на Втором Нефтегазовом форуме, это признал вице-премьер Аркадий Дворкович, это признал замминистра финансов Сергей Шаталов.

Но дальше больше. Сейчас «налоговый маневр» прошел первое чтение и готовится ко второму. Предлагают увеличить дополнительно акцизы на топливо пятого класса. Эта история очень странная. Долгое время политика нашего государства в области регулирования нефтепродуктов заключалась в увеличении налогов на некачественные продукты, чтобы заставить нефтяные компании модернизировать свои перерабатывающие заводы. И это было сделано. Отдадим должное нефтяным компаниям: инвестиции в нефтепереработку пошли и довольно значительные. Они пошли потому, что государство четко показало: правила игры таковы, что некачественное топливо будет с рынка убираться и государство будет стимулировать производство высококачественного топлива. Но затем начались нюансы. Самое главное, что, когда мы говорим о регулировании таких наукоемких отраслей как нефтянка, главное, чтобы государство четко устанавливало правила игры и четко им следовало, не меняя их то и дело. Возникли сомнения, когда начались коллизии с евро-2. Дело в том, что евро-2 предполагалось вообще запретить к потреблению на внутреннем рынке. Отложили на год, потом еще на год, потом были подозрения, что еще отложат. Но, слава Богу, это решение вступило в силу, и у нас сегодня топливо стандарта евро-2 в России не потребляется. Было бы логично думать, что государство и дальше будет стимулировать производство высококачественного топлива, поощряя те нефтяные компании, которые вкладывают деньги в переработку и, соответственно, продают более качественный продукт. Выгода понятна: и экология, и модернизация автомобильного парка. Ясно совершенно, что лучше ездить на качественном бензине и тогда решать наши демографические, экологические проблемы. Потому что вот это и есть качество жизни - когда вы не страдаете болезнями, вызванными выбросами свинца и прочей гадости в воздух в крупных городах, таких как Москва, связанных с потреблением некачественного топлива.

Но тут опять фискальные интересы вошли в конфликт. Конечно, денег не хватает. С чего взять деньги? Давайте возьмем с «бензинового люкса», как, видимо, кажется правительству. Под «бензиновым люксом» понимается как раз топливо пятого класса. Но это означает, что цены будут расти и дальше, потому что рост акцизов нефтяные компании переложат на потребителя. Поэтому, когда мы говорим про бензин, понятно, что у правительства есть желание все спихнуть на нефтяные компании, но при этом еще и собрать с них дополнительные налоги. Нефтяные компании, да, не выглядят здесь несчастными овечками. Они тоже неплохо научились использовать олигополию на рынке. Пострадает потребитель.

И это только одна из частей проблемы. Другая ее часть заключается как раз в том, что государство опять переписывает на ходу правила игры в отрасли и наказывает те нефтяные компании, которые вкладывали деньги в переработку. Какое доверие здесь может быть? Мы говорим, что нужно увеличивать инвестиции в гринфилды. Но кто их будет увеличивать, если государство внятно не объяснит, как будет регулироваться отрасль, в том числе и налогами, в ближайшее время. А что, если завтра все стимулирующие налоговые механизмы по трудноизвлекаемым месторождениям отменят? Что будет в этой ситуации? Где гарантия, что эта политика долгосрочная? Гарантий сегодня, к сожалению, правительство не дает. Нельзя все время прикрываться кризисом: «Да, мы изменили налоговый режим, потому что кризис. Вы нас извините, нам денежка понадобилась». Эта политика неправильная, она заведет наше правительство в очень дремучий лес, из которого выбираться придется долго.      

Автор: Константин Симонов, генральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Expert online, 07.11.2014 

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики