Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игра без правил

Игра без правил

Рост цен на топливо продолжится и в следующем году. Пострадает рядовой потребитель

Тема роста цен на бензин снова стала крайне актуальной и доминирующей. Он не просто дорожает. Есть основания считать, что стоимость бензина продолжит стремительный рост и в следующем году.

На фоне падающих мировых цен на нефть это выглядит диссонансом. Естественно, народ у нас грамотный, знает, сколько стоит нефть на Нью-Йоркской бирже, и задает вопрос: «А почему нефть падает, а бензин дорожает?» Наше государство предлагает вполне комфортное для себя объяснение: во всем виноват сговор нефтяников. Федеральная антимонопольная служба уже успела возбудить дело в отношении ЛУКОЙЛА, «Роснефти» и «Башнефти» по признакам манипулирования ценами на бирже. То есть их обвиняют в некоем ценовом сговоре.

Надо сказать, что структуру нашего топливного рынка нельзя назвать абсолютно конкурентной. Мы об этом много раз говорили: у нас отсутствует независимая нефтепереработка, во многих регионах есть доминирующий производитель нефтепродуктов, в этом плане конкуренция на рынке зачастую условна. Но, сказав А, давайте скажем и Б. Сейчас основная проблема заключается в налоговой политике государства, и рост цен на бензин в следующем году во многом будет обусловлен «налоговым маневром», по которому налоговая нагрузка в нефтяной индустрии будут перераспределяться от добычи к переработке. Как раз акцизы на топливо будут увеличиваться, и правительство честно признало, что бензин из-за «налогового маневра» подорожает в следующем году. Об этом было сказано на Втором Нефтегазовом форуме, это признал вице-премьер Аркадий Дворкович, это признал замминистра финансов Сергей Шаталов.

Но дальше больше. Сейчас «налоговый маневр» прошел первое чтение и готовится ко второму. Предлагают увеличить дополнительно акцизы на топливо пятого класса. Эта история очень странная. Долгое время политика нашего государства в области регулирования нефтепродуктов заключалась в увеличении налогов на некачественные продукты, чтобы заставить нефтяные компании модернизировать свои перерабатывающие заводы. И это было сделано. Отдадим должное нефтяным компаниям: инвестиции в нефтепереработку пошли и довольно значительные. Они пошли потому, что государство четко показало: правила игры таковы, что некачественное топливо будет с рынка убираться и государство будет стимулировать производство высококачественного топлива. Но затем начались нюансы. Самое главное, что, когда мы говорим о регулировании таких наукоемких отраслей как нефтянка, главное, чтобы государство четко устанавливало правила игры и четко им следовало, не меняя их то и дело. Возникли сомнения, когда начались коллизии с евро-2. Дело в том, что евро-2 предполагалось вообще запретить к потреблению на внутреннем рынке. Отложили на год, потом еще на год, потом были подозрения, что еще отложат. Но, слава Богу, это решение вступило в силу, и у нас сегодня топливо стандарта евро-2 в России не потребляется. Было бы логично думать, что государство и дальше будет стимулировать производство высококачественного топлива, поощряя те нефтяные компании, которые вкладывают деньги в переработку и, соответственно, продают более качественный продукт. Выгода понятна: и экология, и модернизация автомобильного парка. Ясно совершенно, что лучше ездить на качественном бензине и тогда решать наши демографические, экологические проблемы. Потому что вот это и есть качество жизни - когда вы не страдаете болезнями, вызванными выбросами свинца и прочей гадости в воздух в крупных городах, таких как Москва, связанных с потреблением некачественного топлива.

Но тут опять фискальные интересы вошли в конфликт. Конечно, денег не хватает. С чего взять деньги? Давайте возьмем с «бензинового люкса», как, видимо, кажется правительству. Под «бензиновым люксом» понимается как раз топливо пятого класса. Но это означает, что цены будут расти и дальше, потому что рост акцизов нефтяные компании переложат на потребителя. Поэтому, когда мы говорим про бензин, понятно, что у правительства есть желание все спихнуть на нефтяные компании, но при этом еще и собрать с них дополнительные налоги. Нефтяные компании, да, не выглядят здесь несчастными овечками. Они тоже неплохо научились использовать олигополию на рынке. Пострадает потребитель.

И это только одна из частей проблемы. Другая ее часть заключается как раз в том, что государство опять переписывает на ходу правила игры в отрасли и наказывает те нефтяные компании, которые вкладывали деньги в переработку. Какое доверие здесь может быть? Мы говорим, что нужно увеличивать инвестиции в гринфилды. Но кто их будет увеличивать, если государство внятно не объяснит, как будет регулироваться отрасль, в том числе и налогами, в ближайшее время. А что, если завтра все стимулирующие налоговые механизмы по трудноизвлекаемым месторождениям отменят? Что будет в этой ситуации? Где гарантия, что эта политика долгосрочная? Гарантий сегодня, к сожалению, правительство не дает. Нельзя все время прикрываться кризисом: «Да, мы изменили налоговый режим, потому что кризис. Вы нас извините, нам денежка понадобилась». Эта политика неправильная, она заведет наше правительство в очень дремучий лес, из которого выбираться придется долго.      

Автор: Константин Симонов, генральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Expert online, 07.11.2014 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики