Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Журналистам! Константин Симонов о саммите Россия - ЕС в Ханты-Мансийске

Журналистам! Константин Симонов о саммите Россия - ЕС в Ханты-Мансийске

Ханты-Мансийск не случайно избран местом проведения очередного саммита Россия – ЕС, ведь здесь добывается около 60% российской нефти. Именно энергоносители интересуют Брюссель больше всего, а это значит, что обсуждение проблемы обеспечения Европы углеводородами из России станет основным «подковерным» вопросом на этом саммите.

Россия всегда предпочитала выстраивать отношения со странами – импортерами российских энергоресурсов на основе двусторонних соглашений. В этом смысле, куда большее значение для Москвы имеет не Брюссель, а Рим, Лондон, Париж, Вена, Берлин. Евросоюз же пытается сформировать общую энергетическую политику и выступить единым фронтом против России, в надежде добиться удешевления и гарантированности поставок. Яркий тому пример последнего времени – дискуссии вокруг «Северного потока», когда Польша и страны Балтии стремятся лоббировать свои корыстные интересы, прикрываясь общеевропейскими.

В основном благодаря этим странам, формирование нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС обусловлено необходимостью рассмотрения так называемой энергетической хартии. Основной вопрос здесь – транзит газа через Россию и транзит собственно российского газа в Европу. Брюссель рассчитывает на то, что газ для Европы станет дешевле и Россия не сможет с прежней для себя эффективностью использовать «энергетический козырь», если вынуждена будет перейти на европейские цены. Но ведь частично их пожелания уже выполнены – в условиях «газовой войны» с Украиной Россия заключила транзитный договор со странами Центральной Азии о поставках туркменского газа по европейским ценам. От этого соглашения выиграли… страны Центральной Азии. Для Украины и Европы энергоносители в 2009 году станут не дешевле, а напротив – еще дороже. Попытка Евросоюза заняться регулированием не только своего, но и российского рынка, им же и вышла боком. Да и какие у ЕС имеются основания для вмешательства во внутренние дела России?

Все это заставляет подозревать, что энергетическая хартия на саммите в Ханты-Мансийске подписана не будет, хотя частично ее положения уже и нашли свою практическую реализацию. Само же по себе новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС российскому бизнесу не так уж и необходимо.

Автор: Константин Симонов


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики