Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина насчитала лишнее

Украина насчитала лишнее

Находящаяся в финансовой пропасти Украина вынуждена отказываться от российских денег. Киев вернул Газпрому половину из почти трехсот миллионов долларов, предназначенных за транзит газа в Европу за последние два месяца. Взять полную сумму означало бы для Украины признание контрактных цен на российский газ.

 

 

В среду украинский Нафтогаз вернул Газпрому платеж за услуги по транзиту российского газа в сентябре-октябре 2014 года, как это уже делал в июле. Только на этот раз Украина отправила обратно не всю сумму, а только часть. Газпром перечислил деньги за транзит в пятницу, 7 ноября, сразу после того, как президент Украины обвинил его в невыполнении транзитного договора.

 

Тогда в ходе телефонного разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель Петр Порошенко заявил, комментируя реализацию газовых договоренностей в Брюсселе, что Украина оплатила первый транш долга за газ, но до сих пор не получила платы за транзит российского газа в страны ЕС за сентябрь и октябрь. Позднее минэнерго Украины разместило на своем сайте сообщение, в котором утверждало, что Газпром якобы не выполняет обязательства по оплате транзита.

 

Газпром пояснял, что оплате ничего не мешает. Вопрос в разногласиях в цене на газ, из-за которых в августе Нафтогаз уже вернул Газпрому 10,54 млн долларов, которые российская компания перечислила в качестве доплаты за транзит газа в июле.

 

«Газпром готов был внести эти платежи еще летом и вносил их. Но Украина категорически отказывается эти деньги принимать. Почему? Потому что стоимость транзита по контракту 2009 года привязана к стоимости газа. Газпром рассчитал стоимость транзита, исходя из цены второго квартала 2014 года, и переводил денег больше. Украине, с одной стороны, хочется денег, а с другой стороны, она понимает, что, взяв эти деньги, признает цену на газ в 485 долларов, и тогда ее обращение в Стокгольмский арбитраж ничего не стоит», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. С другой стороны, денежный голод заставил Киев отдать только часть суммы, добавляет он.

 

«С момента оплаты Газпромом до возврата части денег за транзит прошло три дня, которые, видимо, прошли в колебаниях между жадностью и возможностью не потерять позиции в Стокгольме. Деньги надо хватать, потому что полный капут. Но все брать нельзя, иначе дело в суде развалится», – рисует ситуацию Симонов.

 

Украина считает цену транзита, исходя из самостоятельно придуманной цены на газ в 286,5 доллара за тысячу кубометров. В итоге Нафтогаз рассчитал, что Газпром должен заплатить за транзит в сентябре 64 млн долларов и 88 млн долларов за транзит в октябре. Российская же компания, исходя из контрактной цены на газ в 485 долларов, по подсчетам, заплатила за транзит 116 млн и 159 млн долларов соответственно. То есть Нафтогазу пришлось расстаться почти с половиной суммы.

 

Симонов уверен, что Украина сейчас оказалась вообще без копейки. «Украина находится в финансовой панике. Она подписала газовое соглашение, но оно не добавило ей денег. Они наскребли денег, чтобы закрыть долг за 2013 год, потому что им нужен российский газ. Но теперь они в глупой ситуации, потому что не могут найти денег на предоплату», – говорит Симонов.

 

При этом Украина говорила, что у нее есть 3 млрд долларов кредитных денег, которые МВФ дал в конце августа. Киев говорил, что эти средства зарезервированы на оплату долга – 1,45 млрд долларов уже отдали Газпрому, остальные 1,6 млрд надо вернуть до конца года. Но никто не мешает Украине взять эти деньги и заплатить аванс за поставки топлива в ноябре и декабре.

 

«Конечно, они могли бы кредитные деньги от МВФ потратить на предоплату газа, а потом замять тему с оплатой второй части долга до конца года. С точки зрения пиратского Киева ему было бы логично внести предоплату, взять газ, а потом отказаться платить долг (второй транш). Это бы означало, что с января Украина снова не могла бы покупать российский газ, а у нас завис бы долг за второй квартал. Но Украина хотя бы получила 4 млрд кубов газа», – рассуждает Симонов. При удаче с этим даже можно пройти зиму, хотя, чтобы совсем без рисков, надо 5–6 млрд кубов, как говорил газете ВЗГЛЯД украинский эксперт Юрий Корольчук.

 

«Но полное ощущение, что тех денег нет, что они уже разворованы. Это они говорят, что у них было 3 млрд долларов. Но если бы они были, то они уже заплатили бы предоплату, – подозревает Симонов. – Но холода все равно настанут. Ситуация все равно вскроется. И как будет Украина объяснять, где кредитные деньги от МВФ, я до конца не понимаю. Такими темпами они могут и до арбитража не дотянуть».

 

Достигнутые договоренности по «зимнему пакету» не отменяют разбирательство между Газпромом и Нафтогазом в Стокгольмском арбитраже. Требование Нафтогаза в иске – установление якобы справедливой и рыночной цены на газ, который Газпром поставляет на Украину. В Киеве таковой считают 268,5 доллара за тысячу кубометров, что почти в два раза ниже цены, прописанной в контракте от 2009 года.

 

В иске также содержится требование взыскать с российской стороны переплату за газ, который российский монополист поставлял Нафтогазу с 2010 года. То есть Киев хочет пересчитать цену на российский газ за четыре года по своей цене. По оценкам украинского холдинга, эта переплата достигает 6 млрд долларов. Газпром в своем иске требует от украинского контрагента выплаты долга за газ в размере 4,5 млрд долларов.

 

Напомним, что 30 октября на трехсторонних переговорах по газу в Брюсселе между Киевом, Москвой и ЕС были достигнуты договоренности, которые предполагают оплату Нафтогазом 1,45 млрд долларов долга для восстановления поставок российского газа на условиях предоплаты по цене в 378 долларов за тысячу кубометров в четвертом квартале 2014 года. Погашение Украиной еще 1,65 млрд долларов долга до конца текущего года – это условие поставок газа по предоплате до конца марта 2015 года по цене около 365 долларов за тысячу кубометров.

 

Помимо того, в трехсторонних договоренностях закреплено, что Газпром продолжит предоставлять Нафтогазу платежи за транзит газа, отказавшись от одностороннего взаимозачета этих средств в счет оплаты поставок газа.

 

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 12.11.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики