Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Антизападный западный маршрут

Антизападный западный маршрут

Европа вплотную подошла к тому, чтобы потерять существенную часть ресурсной базы. В воскресенье в Пекине в рамках саммита АТЭС в присутствии лидеров России и Китая глава «Газпрома» Алексей Миллер и руководитель CNPC Чжоу Цзипин подписали Рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по «западному» маршруту.

 

Документ предполагает поставку от 30 млрд кубометров газа в год с действующих месторождений «Газпрома» в Ямало-Ненецком автономном округе. Предполагаемый срок начала поставок – 2019 год, то есть, практически одновременно с стартом экспорта в Китай по газопроводу «Сила Сибири» с Чаяндинского месторождения в Якутии («восточный маршрут»), по которому в мае был подписан долгосрочный контракт на поставку 1 трлн кубометров в течением 30 лет. 

 

 Рубикон еще не пройден. Стороны намерены выйти на подписание контракта по поставкам на Запад Китая в течение 2015 года. То есть, у европейцев еще есть немного времени для того, чтобы переосмыслить свои подходы к перспективам газового сотрудничества с Россией. Потом события могут развиваться очень стремительно. Это мы уже видели на примере среднеазиатской газовой кампании Китая. В 2006 году они подписали первый меморандум с Туркменистаном, через три года ввели первую нитку газопровода, а сейчас уже начали строительство четвертой нитки трубопроводной системы Центральная Азия-Китай. После ее ввода КНР сможет импортировать из региона до 85 млрд кубометров в год к 2020 году, а может быть и раньше. И нужно учесть, что это без готовой ресурсной базы и при наличии двух-трех транзитных государств.

 

С газом из Западной Сибири ситуация может повториться, а процесс наращивания объемов произойти еще быстрее. Не даром Алексей Миллер постоянно говорит о возможности увеличить поток по западному маршруту до 100 млрд кубометров.

 

На месторождениях ЯНАО добывается около 550 млрд кубометров газа. Из них около 170 млрд кубометров экспортируется за пределы Таможенного союза. Уже сейчас у «Газпрома» есть резервные мощности по увеличению добычи примерно на 30-50 млрд кубометров в год, а без учета сезонного фактора – на 130-150 млрд кубометров. Будет наращиваться мощность Бованенковского месторождения на Ямале. Кроме того, дополнительные объемы газа в регионе собираются добывать независимые производители, прежде всего, «Роснефть» и «Северэнергия» (СП «Новатэка» и «Газпром нефти»). Но есть и фактор падающей добычи на гигантах советского времени – Уренгойском и Ямбургском месторождениях.

 

«Молчание Европы» и подписание новых контрактов с Китаем будет означать, что планы развития ресурсной базы будут иметь ориентиром потребности нового покупателя. И это огромный риск для энергетической безопасности и конкурентоспособности Евросоюза.

 

Потеряет ли на таком развороте деньги Россия? Скорее всего, да. Китайцы прекрасно понимают, что в отличие от «восточного маршрута», где у них сложилась острейшая потребность в поставках газа, не имеющая по сути альтернативного источника удовлетворения, «западный» маршрут – это «наш ответ Чемберлену». Кроме того, они получат возможность создавать конкуренцию между «новым» газом из России и уже поступающим топливом из Центральной Азии. И можно выбивать из покупателей скидки.

 

Впрочем, и поставлять газ в убыток, конечно, никто не будет. Не стоит забывать, что газ на действующих месторождениях Западной Сибири имеет достаточно низкую себестоимость, а транспортные издержки могут быть существенно ниже, благодаря более короткому транспортному плечу. «Газпрому» еще нужно будет окупить новую инфраструктуру  - газопровод «Алтай» протяженностью 2600 км. Но это всего равно минимум в 1,5 раза ближе, чем от месторождений Западной Сибири до Европы. То есть, есть резервы для снижения цены по сравнению с европейцами. Тем более, что Китай по официальным данным, импортирует среднеазиатский газ по 360-380 долларов за тыс кубометров. А это сравнимо с ценами, которые «Газпром» получает от европейских клиентов.

 

Можно долго спорить о темпах роста спроса на газ в Китае. Но, по нашим оценкам, они ограничиваются только лимитами на доступ к ресурсной базе по относительно комфортным ценам. Природный газ в энергобалансе КНР занимает всего 5%. И даже увеличение до скромных 10% с поправкой на рост экономики и потребления энергоресурсов в целом, потребует увеличить поставки газа в 2,5-3 раза с прошлогодних 170 млрд кубометров.

 

Понятно, что частично столь высокая цена импорта из Центральной Азии связана с тем, что китайские импортеры платят сами себе и за добываемый газ в Туркменистане, и покрывают транспортные издержки, так как они финансировали строительство инфраструктуры. Но последние переговоры России и Китая свидетельствуют о том, что и в сфере доступа к участию в разработке российских стратегических запасов китайских партнеров «окно возможностей» сейчас открыто. И покупкой у «Роснефти» 10% в Ванкоре дело, похоже, не обойдется.

 

В ходе этого визита Алексей Миллер и председатель совета директоров другой китайской госкомпании CNOOC Ван Илинь подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтегазовой сфере, который «носит конфиденциальный характер». И не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться: с китайским монополистом по шельфовым проектам и крупнейшим в стране импортером СПГ ведутся переговоры о шельфе и СПГ. И тут может быть простор для воображения – от «Сахалина-3» до геологоразведки в Арктике. Возможная история с разворотом сахалинских ресурсов газа в Китай – тревожный сигнал для самой восточной из западных стран - Японии. Которая уже обеспокоена возможным отказом от проекта «Владивосток СПГ».  

Источник: Pro-gas.ru, 12.11.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики