Ранее украинский «Нафтогаз» сообщал, что ведет переговоры с рядом претендентов на долю в ГТС. По неофициальной информации, среди них фигурирует американская Chevron, однако компания комментировать слухи отказалась.
О необходимости создания консорциума по управлению ГТС говорил в свое время еще Виктор Янукович, предлагая участвовать в нем и России. Однако «Газпром» хотел получить в собственность не менее 50% сети (как, например, было с белорусским «Белтрансгазом», который впоследствии полностью перешел во владение «Газпрома»). Позднее предлагались варианты трехстороннего консорциума по управлению газотранспортной системой с участием европейских компаний, но Россия отказалась и от этого варианта.
А вот администрация президента Петра Порошенко и правительство Арсения Яценюка участие России уже исключили, что вызвало резкий протест Москвы.
После принятия закона о реформировании украинской ГТС депутат Госдумы Андрей Круглов направил запрос на имя главы Минэнерго РФ Александра Новака и министра экономического развития Алексея Улюкаева, в котором предложил рассмотреть возможность подачи жалобы в ВТО на действия Киева из-за «ущемления прав российских компаний при акционировании газотранспортной системы».
Круглов отмечал, что при вхождении в ВТО Украина приняла на себя обязательства, согласно которым российским компаниям должен быть предоставлен доступ на рынок услуг по транспортировке и хранению газа без возможности введения каких-либо ограничений. Возможность введения запрета на участие вертикально интегрированных компаний в ГТС Украины (в частности, «Газпрома») также не предусмотрена обязательствами Киева в рамках ВТО.
«Россия недовольна тем, что у украинской ГТС может появиться новый управляющий, который сможет оказывать влияние на транзит», — сказал «Газете.Ru» завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
«Например, компания-оператор с участием американских или европейских собственников сможет манипулировать направлениями транзита, перекрывая одни из них на ремонт».
В модернизации украинская ГТС действительно нуждается. На текущий момент ее изношенность составляет до 65%, в зависимости от участка. По различным оценкам, реконструкция обойдется в $10–15 млрд.
Впрочем, не все эксперты согласны с такой точкой зрения. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что в действительности угроза прихода западных инвесторов к управлению украинской трубой для России не слишком велика.
«Заявляя об отказе от «Южного потока», Владимир Путин сообщил о прокладке альтернативной трубы через Турцию, — напоминает глава ФНЭБ. — Очевидно, что исключение Украины из транзитной цепочки к 2020 году — а в 2019 году заканчивается действующий транзитный контракт — является для Москвы принципиальным вопросом. Без российского газа украинская ГТС интереса не представляет, так что возникают серьезные сомнения в том, что западные инвесторы захотят приобрести этот актив».
Автор: Алексей Топалов
Источник: Газета.Ru, 06.12.2014