Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ — в Турцию. Что потеряет и приобретёт РФ без «Южного потока»?

Газ — в Турцию. Что потеряет и приобретёт РФ без «Южного потока»?

1 декабря, во время визита в Турцию, Владимир Путин заявил, что Россия останавливает проект строительства газопровода «Южный поток». Повод — позиция Болгарии, которая так и не дала разрешения на прокладку труб у своего берега.

Эксперты уже подсчитали многомиллионные потери европейских стран, через которые мог бы пройти транзитом российский газ. И дают прогнозы на то, как распорядится своим положением Турция, куда этот самый газ будет перенаправлен. А что в результате потеряет и приобретёт сама Россия?

Пойдём другим путём

«Правильнее говорить не о закрытии проекта „Южный поток“, а о его продолжении по иному маршруту, — считает Андрей Конопляник, профессор РГУ им. Губкина. — 63 млрд куб. м российского газа просто пойдут другим путём. Поворот к турецкому берегу — это нормальная реакция на экономические риски. Задержки реализации из-за Болгарии, несамостоятельной в своих решениях, резко увеличивали стоимость проекта». Точно такой же экономически оправданной реакцией на поведение Украины был сам проект «Южный поток», считает профессор. 

«Судя по реакции болгарских властей, наконец осознавших, что они теряют, есть основания предполагать, что те страны, которые могут участвовать в этом проекте, будут вести себя иначе, — говорит Светлана Мельникова, эксперт Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН. — Мы надеемся, что, раз Турция хочет быть транзитёром, она будет соблюдать главное правило поведения для таких стран — безупречность в поставках газа. Все предыдущие предложения по транспортировке газа были недостаточны для турецких амбиций. А вот теперь Турция сможет реализоваться полностью». 

Одно время Турция считалась не слишком удобной страной для транзита газа. Во время переговоров с Азербайджаном турки старались продавить свои правила: мол, мы скупаем у вас на границе весь газ, а потом продаём его дальше. С Азербайджаном так не получилось. Поэтому на переговорах с «Газпромом», как сообщил Алексей Гривач, зам. гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности, таких условий уже не выдвигали: «Турция будет покупать только тот газ, который предназначен для турецкого рынка». Покупать, правда, будет дешевле, чем европейцы, — туркам дали скидку 6%. Но переговоры были очень трудными: изначально Анкара просила снизить цену аж на 15%, рассказал Гривач. Однако прибыль будет получена за счёт увеличения объёмов. Наверное, поэтому российская сторона готова предоставить туркам ещё большие скидки, если они увеличат потребление газа в дальнейшем. 

«Каким образом будет доставляться этот газ дальше в Европу? Либо конечные потребители будут приходить на хаб на турецко-греческой границе и покупать газ (хаб, где торгуют газом, — просто виртуальная торговая площадка, на которой ведутся биржевые торги. — Ред.), либо, в полном соответствии с европейским законодательством, операторы газотранспортных систем Европы будут обязаны доставить наш газ конечным потребителям, — говорит профессор Конопляник. — Т. е. не мы будем прокладывать новые трубы, а нам будут обязаны их предоставить». 

Кому продать?

У России не так велик выбор рынков сбыта газа, констатируют эксперты. Самые близкие к нам территории, полные платёжеспособных потребителей, — европейские страны, Турция, Индия и Китай. Но Китай газом уже обеспечен лучше всех — из Туркмении, Казахстана и Узбекистана. «Туркмения на корню скуплена Китаем и весь свой газ отправляет туда», — говорит С. Мельникова. Не пускают Россию страны Средней Азии и в Индию и готовы сами вести газопроводы туда по минным полям, через Афганистан и Пакистан. Остаются Япония, Южная Корея и развитые страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Тайвань). Доставлять туда газ можно, как и нефть, танкерами — только для этого требуется перевести его в жидкое состояние. На специальных заводах природный газ охлаждают до −160°C, после чего он сжижается. Пользоваться сжиженным природным газом (СПГ) сразу нельзя, после доставки его требуется перевести обратно в газообразное состояние. Наш пока единственный завод СПГ на Сахалине построен для экспорта газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Небольшое расстояние даёт нам естественные конкурентные преимущества по сравнению с США, Австралией и Катаром, давно торгующими газом в этой части света. Есть проекты постройки двух новых заводов СПГ на Сахалине, а также на Ямале и во Владивостоке. По мнению специалистов, Ямал-СПГ вполне может работать и на европейский, и на азиатский рынки, хотя проложить путь танкерам по Северному Ледовитому океану зимой непросто. Строительство заводов южнее и ближе к Европе невозможно — там нет достаточно крупных для такого строительства месторождений газа.

«Конечно, мы сильно отстали в производстве сжиженного газа и надо догонять, — говорит С. Мельникова. — Притом что конкуренция на рынке СПГ резко усиливается. Сегодняшнего мирового лидера — Катар — в самое ближайшее время потеснит Австралия, где вскоре будут введены в строй новые масштабные проекты».

Можно ли считать российский газ дешёвым? «Газпром» официально почти никогда не раскрывает цены,  по которым поставляет свою продукцию в конкретные европейские страны. «Последние несколько лет „Газпром“ вёл с ними переговоры, предоставлял льготы», — утверждает Алексей Гривач. «Скидки зависят от двух основных факторов, — объяснил „АиФ“ Сергей Правосудов, гендиректор Института национальной энергетики. — Чем больше объём поставок, тем больше скидка. Скидки дают и тем странам, которые идут на создание совместных предприятий с „Газпромом“. Лидером тут является Германия». 

Какой будет цена в ближайшие годы, прогнозировать сложно. Она привязана к цене на нефть, а та, как известно, сильно упала. Правда, стоимость газа меняется вслед за нефтяными ценами с задержкой в 6-9 месяцев. «Цену на газ привязали к цене на нефть изначально, ещё лет 40 назад, — пояснил С. Правосудов. — Конкурирующим топливом для газа в то время был мазут, на нём работали электростанции. А мазут производят из нефти. Несколько лет назад возникли сомнения: может, газ уже пора от нефти отвязать? В США он котируется на биржах как самостоятельный продукт, там такой привязки нет. А в Европе и на азиатских рынках она осталась». 

Что касается цены на газ на внутреннем рынке, то, по словам С. Правосудова, «она никоим образом не зависит от экспортных цен. Когда-то была идея увязать их, но от неё отказались. Цены в директивном порядке устанавливаются правительством». Розничные цены на газ для населения, по данным «Газпрома», устанавливаются местными администрациями. По прогнозам Минэкономразвития, в 2015 г. для промышленных потребителей цена на газ вырастет на 14-15%, для населения — на 15%.

Авторы: Алексей Чеботарёв, Дмитрий Писаренко

Источник: Аргументы и факты, 10.12.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики