Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый маневр толкает бензин вверх

Налоговый маневр толкает бензин вверх

В России вновь возникла аномальная ситуация с ценами на элитные марки бензина и дизтопливо: они растут вопреки падению мировых цен на нефть. Эксперты считают, что крупные нефтяные компании хотят успеть компенсировать свои затраты на производство элитных сортов топлива в ожидании несправедливых на их взгляд итоговых параметров налогового маневра. Проблема и в том, что в валюте российский бензин подешевел, что увеличило его спрос за границей

Еще в 2009 году всех удивляло, что внешние цены на нефть растут галопирующими темпами, а в одной из крупнейших стран нефтегазодобычи увеличиваются и цены заправках. Но тогда это еще объяснялось рыночной логикой. Теперь мы наблюдаем прямо противоположную ситуацию,: цены растут при падении стоимости сырья. Такая рыночная аномалия  озадачила президента: 

«Некоторые вещи — они вызывают, конечно, вопросы. Вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении цен на нефть на 35%», — сказал Владимир Путин во вторник на встрече с членами правительства.

 

Президент отметил и другую аномалию: обычно инфляция – это повышение цен от опта к рознице. Сейчас напротив, розница на нефтепродукты растет быстрее мелкого опта. И с этим тоже, по его словам, следует разобраться.

По данным Росстата  в среднем за неделю цены растут на автомобильный бензин на уровне 0,1%. Цены на дизтопливо росли на 1-2 процента в месяц, за последнюю неделю на 0,3%. То есть на первый взгляд все в норме сезонной погрешности. Хотя в целом по году у нас розничные цены на бензин опережают инфляцию несколько больше, чем в прошлом году, примерно на 10%. Впрочем, среднестатистическая картина не отражает реалий рынка и колебаний его в зависимости от регионов. Он во многом  зависит от близости к нефтезаводам, степени концентрации трейдеров вокруг них и прочих локальных факторов. 

Плюс сезонный оттенок. Например, за неделю отпускная цена у некоторых нефтезаводов на АИ-92 снизилась на 02 процента, на дизтопливо зимнее увеличилась сразу на несколько процентов – с 33,5 тысяч рублей до 35,4 тысячи.

«Но в целом картина типична:  по Северо-Западному региону, например,  отпускные  цены на элитные сорта бензина росли больше, чем на обычные,  - пояснил «Эксперт Online»  Михаил Гаврилов, менеджер ООО "КФ Трейд". – Растут цены и на заправках, в первую очередь крупных нефтяных компаний. Например, на заправках Лукойла в Питере за две недели цена АИ-95 увеличилась с 32 с лишним рублей до 36,7».

По словам трейдера, это говорит о том, что вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) решили ускорить возврат инвестиций от модернизации производств под более экологические сорта бензина (Евро-4, евро-5). В частности, полностью на своих заводах завершили такую модернизацию «Лукойл», «Газпром нефть», частично и многие другие.

«Безусловно, первым делом повысили цены ВИНКи, - уверен Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. – АИ-95 подорожал уже на 10% и считаю, что это реакция на налоговый маневр, у ВИНКов много валютных расходов, западные кредиты и расчеты в валюте за оборудование».

Цены на нефть на внутреннем рынке не могут напрямую зависеть от мировых цен, поскольку российский внутренний рынок непрозрачен.

«Никто не знает, за сколько компании продают нефть своим дочкам. Какова доля выработки у мелких компаний, и сразу не уследишь, куда устремились потоки нефтепродуктов, - говорит Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари». – Спрос явно увеличился, и логично, что ВИНКи хотят заработать на этом».

В частности, спрос на российские нефтепродукты увеличился в приграничных странах. Например, если в России в среднем АИ-95 стоит 36 рублей, то в Киеве – 46.   Оттуда его могут переправлять дальше в Европу, поскольку в пересчете на евро российское топливо здорово подешевело ввиду девальвации рубля.

«Поэтому для ВИНКов цены на внутреннем рынке не растут, а падают с валютной точки зрения, - говорит Рустам Танкаев, ведущий эксперт Фонда нефтегазопромышленников. -  По отношению к валютам бензин сильно подешевел. И чтобы ВИНКам покрыть свои инвестпрограммы, они вынуждены были повысить и отпускные цены, и розничные».

В целом средний дефицит спроса на рынке нефтепродуктов в России оставляет 1-1,5% в год. С девальвацией рубля он усилился и еще будет расти, поскольку стал более востребован за рубежом, в том числе на мелкооптовом рынке. Такая ситуация ранее прогнозировалась. Равно как и еще больший рост цен при введении налогового маневра в его нынешнем виде.

Налоговый маневр стал альтернативой увеличению уже с 2015 года ставки пошлины на экспорт мазута до 100% от нефтяной. Последнее  ударило бы по нефтепереработке, маневр же — в его прежнем виде рассматривался как более выгодный для нефтяной отрасли вариант. Решили  снижать экспортную пошлину на нефтепереработку, увеличивая при этом НДПИ. Но пошлину предполагалось изначально снижать активнее (примерно до уровня Казахстана - $80 за тонну, сейчас в России - $385 за тонну), чем повышать НДПИ (на 10 рублей в следующем году и далее по году).

Справка: 

Согласно августовским расчетам Минфина, последний вариант  маневра предполагает повышение ставки НДПИ на нефть с 2015 года до 765 рублей за тонну (прежний вариант предполагал повышение до 775 рублей за тонну, а действующий закон - 530 рублей за тонну), с 2016 года - 856 рублей за тонну (против 873 и 559 рублей за тонну соответственно), с 2017 года - 918 рублей за тонну (против 950 и 559 рублей за тонну соответственно), передает ИТАР-ТАСС.

Остальные параметры маневра совпадают с теми, что были предложены в предыдущем варианте документа. Экспортная пошлина на нефть будет сокращаться быстрее, чем по действующей нормативной базе, - в 2015 году до 42% (против 57%), в 2016-м - до 36% (против 55%) и в 2017 году - до 30% (против 55%). Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 году 48%, в 2016 году - 40%, в 2017 году - 30%, на бензин – 78%, 61%, 30% соответственно.

Пошлина на мазут достигнет 100% в 2017 году (ранее планировалось в 2018-м). В 2015 году она вырастет до 76% НДПИ, в 2016-м - до 82%.

«В первоначальном варианте налогового маневра предполагалось, что НДПИ будет расти меньше, чем снижаться экспортная пошлина, и этого хватит, чтобы нарастить внутреннюю переработку и ликвидировать постоянный дефицит моторного топлива,  - пояснил компетентный источник в одной из нефтяных компаний. – Но уже ко второму чтению в ноябре появились не весть откуда корректировки. А доля акцизов уменьшилась не настолько, насколько рассчитывали нефтяники. Видимо, на этом настоял социальный блок правительства и экономический, поскольку от этого акциза будут пополняться региональные дорожные фонды».

Изначально Минфин и Минэнерго предложили существенно понизить акцизы на бензин и дизтопливо. Предполагалось, что ставка для «Евро-4» с 2015 года уменьшится с 10 858 до 7300 рублей с тонны, для «Евро-5» — с 7750 до 4200 рублей, для дизтоплива — с 5970 до 3000 рублей и с 5244 до 2300. Потом ситуацию переиграли, темпы снижения от года к году экспортной пошлины и акциза на элитные сорта бензина и дизтоплива изменились. А большинство заводов последнее время увеличили производство именно сортов высокого класса Евро-4 и Евро-5. 

«Но последние корректировки с сохранением темпов роста НДПИ, с замедлением темпа снижения экспортной пошлины и замедлением темпов снижения акцизов сделали переработку особенно высококлассного бензина невыгодной», - заверил источник.

Нефтяники рассчитывали, что не ощутят большого давления НДПИ, поскольку его значения привязаны к мировой цене нефти, но в валютном выражении. Если ранее все считали, что рыночный фактор снижения ставки НДПИ с лихвой компенсирует ее законодательное повышение в придачу с валютным, то после корректировок эти надежды не оправдались.

 «Поэтому у нас ничего не меняется и при любой конъюнктуре мирового рынка как вверх, так и вниз, цены на топливо в стране растут, - говорит Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. – Ничто теперь ВИНКам не помешает повышать цены в рознице и оптом. И их можно понять: они завершили модернизацию, им надо выплачивать валютные кредиты. Первоначальный вариант налогового маневра это еще как-то мог компенсировать».

Еще при обсуждении последнего варианта налогового маневрааналитики предсказывали уже в следующем году цену в 50 рублей1 за литр, а в 2016 и все 60. 

«Согласен, что цены могут быть такими, и это будет чисто рыночная реакция, которая теперь уже наблюдается, - говорит Рустам Танкаев. – И это вина исключительно экономического и социального блоков правительства, у которых рублевые расходы увеличились ввиду девальвации, а все обязательства у них в рублях».

Сейчас снова зашла речь о том, чтобы в будущем году пересмотреть вновь параметры налогового маневра и ставок акциза на нефтепродукты. По всей видимости, чем будет больше расти цена топлива, тем быстрее это произойдет.  

Автор: Александр Лабыкин

Источник: Expert online, 09.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики