Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Турция посылает «Газпром» дальним маршрутом

Турция посылает «Газпром» дальним маршрутом

Турция хотела бы, чтобы новый газопровод взамен South Stream был проложен напрямую в европейскую часть страны, а не шел параллельно Blue Stream. «Газпром», по данным «Ъ», склонялся именно к последнему варианту, поскольку тот вдвое дешевле. Но сейчас ключевым моментом в переговорах Москвы и Анкары, видимо, станет цена газа: Турция по-прежнему настаивает на больших скидках, чем предлагает «Газпром».

Анкара предлагает «Газпрому» проложить газопровод, альтернативный отмененному South Stream, через Черное море напрямую в европейскую часть страны, заявил вчера министр энергетики Турции Танер Йылдыз. По его словам, сейчас есть два варианта маршрута — с выходом газопровода на сушу в Самсуне на Анатолийском побережье (туда же сейчас выходит Blue Stream) либо с выходом во Фракии (район Стамбула). Турция хотела бы реализовать последний вариант, поскольку в Самсуне уже есть Blue Stream, тогда как европейская часть Турции потребляет много газа и сейчас снабжается через Трансбалканский газопровод. Но «Газпром» после постройки трубы в Турцию хочет прекратить поставки по трансбалканскому маршруту, так как этот газ идет транзитом через Украину. Вчера «Газпром» не комментировал предложения турецкого министра.

Как писал «Ъ» 5 декабря, «Газпром» предварительно планирует проложить новый газопровод примерно параллельно Blue Stream. Это будет существенно дешевле: длина морского участка трубы составит около 400 км, а если тянуть газопровод до Фракии — более 800 км. Стоимость такого же по длине морского участка South Stream оценивалась в €14 млрд. Танер Йылдыз дал понять, что Анкара не собирается принимать участие в строительстве морского участка, но может войти в сухопутную часть газопровода, хотя ее потенциальные акционеры еще не ясны. Это знакомая сторонам схема сотрудничества: в Blue Stream также нет турецких акционеров, а партнером «Газпрома» является итальянская Eni. Но пока ситуация выглядит так, что Турция предпочитает переложить основную тяжесть затрат по проекту на «Газпром», взяв на себя только сравнительно дешевый сухопутный участок длиной в 200–250 км до границы с Грецией. В то же время замглавы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что многое будет зависеть от других параметров общей договоренности. Так, если строить новый газопровод как дублер Blue Stream, то возникнет вопрос, где будет располагаться точка сдачи газа. Если она будет в Самсуне (как сейчас по Blue Stream), то турки могут попросить снизить цену на те объемы, которые они раньше получали по Трансбалканскому газопроводу.

Ключевой вопрос цены российского газа для Турции, по словам собеседников «Ъ» на турецком газовом рынке, плотно увязан с договоренностями по новому газопроводу. По данным «Ъ», турецкая сторона добивается снижения цены для госкомпании Botas на 15% (сейчас она около $400 за 1 тыс. куб. м), «Газпром» в ответ предложил снижение на 6%. Одновременно частные турецкие импортеры газа, которые получают по Трансбалканскому газопроводу до 10 млрд куб. м в год, должны до конца месяца договориться о цене на 2015 год. В этом году они получали газ по фиксированной цене около $370 за 1 тыс. куб. м, но эта договоренность истекает, и в случае отсутствия новой цена для этих компаний со следующего года автоматически будет такой же, как для Botas. Другой аспект проблемы в том, что в контракте с Botas стандартное ценообразование с нефтяной привязкой, поэтому из-за текущего снижения цены на нефть стоимость российского газа для Botas в четвертом квартале 2015 года может упасть примерно до $300 за 1 тыс. куб. м даже без дополнительных скидок. При этом частные импортеры хотели бы, как и раньше, договориться с «Газпромом» о более низкой цене, чем у Botas. По словам Танера Йылдыза, Турция хочет решить эти ценовые вопросы до конца года: в прошлом году временное соглашение было заключено уже в январе.

Авторы: Юрий Барсуков; Ольга Кузнецова, Анкара

Источник: Коммерсантъ, 11.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики