Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток»: ответ Европе

«Турецкий поток»: ответ Европе

1 декабря 2014 года история российской энергетической отрасли ознаменовалось решением Владимира Путина, который заявил о сворачивании проекта газопровода «Южный поток».

Сейчас сложно оценить истинные причины и возможные последствия от резкой смены стратегии России в сфере глобальных газовых поставок. В Евросоюзе полагают, что решение о строительстве газопровода в Турцию было вызвано исключительно высокой стоимостью реализации проекта «Южный поток» на фоне обвала цен на энергоносители.

Вскоре после сообщения президента, которое было озвучено в Анкаре, стало известно о достижении российско-турецкой договорённости относительно строительства новой газовой магистрали, получившей название «Турецкий поток».

Близнец «Южного потока»

Соглашение о строительстве газопровода заключила российская компания «Газпром» и турецкий оператор Botaş Petroleum Pipeline Corporation. По словам Владимира Путина, мощность новой газовой магистрали будет аналогичной проектной пропускной способности «Южного потока» и составит 63 млрд кубометров в год. Кроме того, планируется нарастить мощность существующего «Голубого потока».

Новый газопровод построят от компрессорной станции «Русская», расположенной в Краснодарском крае, проведут по дну Чёрного моря с конечной точкой на турецко-греческой границе. Планируется, что турецкие потребители будут отбирать из газопровода 14 млрд кубометров в год. Такие объёмы в настоящее время поставляются в Турцию по трансбалканскому газопроводу.

Остальной объём планируется поставлять на границу с Грецией, где «голубое топливо» будет отпускаться на другие рынки. В конечном пункте будет организована продажа газа на биржевых торгах. «Газпром» не планирует участвовать в будущем строительстве участков за пределами конечной точки утверждённого маршрута. Такими работами могут заняться европейские компании, что позволит реализовать проект без нарушений норм «третьего энергопакета».

«Турецкий поток» и TANAP

Вероятно, «Турецкий поток» будет взаимодополняться с TANAP (Трансанатолийским газопроводом), информирует «Восточный экспресс». Впрочем, договорённость о совместном проекте носит предварительный характер. Предстоят расчёты рентабельности. Детальные переговоры по проекту запланированы только на 2019–2020 годы.

По словам гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, реализация проектов Трансанатолийского газопровода и «Турецкого потока» будет возможной уже к 2019 году.

В разрезе требований «третьего энергопакета», своеобразным монополистом в поставках «голубого топлива» в Турцию будет выступать Азербайджан с его газовой магистралью TANAP. Впрочем, для последнего Еврокомиссия в виде исключения приостановила действие ограничений на 25-летний срок. У России будут все основания для того, чтобы потребовать разрешение на запуск «Турецкого потока».

Сомнительная альтернатива украинскому маршруту

Михаил Крутихин, партнёр RusEnergy подвергает сомнению эффективность реализации проекта «Турецкий поток» как альтернативы украинскому транзитному маршруту. Эксперт утверждает, что за все время транзита украинская сторона ни разу не допустила перебоев с поставками российского газа в Европу.

Перенаправление газовой магистрали в Турцию означает для России в первую очередь сдвиг даты начала поставок в Европу по альтернативному маршруту, необходимость продолжительных переговоров и инженерных изысканий, не исключены и новые конфликты с ЕС.

Помимо затрат, уже понесённых в процессе реализации проекта «Южный поток», России предстоит понести потери, связанные с «Турецким потоком». Владимир Путин, в частности, уже заявил о намерениях снизить стоимость газа для турецкой стороны. Очевидно, что в решениях как европейской, так и российской сторон прослеживаются в первую очередь политические мотивы.

Помимо РФ, потери несёт и Евросоюз, который утрачивает рычаг воздействия на Россию вместе с заморозкой «Южного потока», и Украина, которая может лишиться прибыльного транзита. Выигрывает лишь Турция, на которой в перспективе сойдутся мощные газовые потоки. Эта страна, без преувеличения, имеет шанс стать крупнейшим газовым хабом континента.

Автор6 Влад Иванов

Источник: Пронедра.Ru, 12.12.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики