Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Внесанкционный маневр Schlumberger

Внесанкционный маневр Schlumberger

Французско-американская нефтесервисная компания Schlumberger купила почти половину бизнеса крупнейшей буровой компании России Eurasia Drilling Company. По одной из версий, это делается, чтобы обойти возможные новые санкции против России, которые могут ограничить поставку любых технологий в сфере нефтегазодобычи

Приобретение американской нефтесервисной компанией Schlumberger 45,65% акций крупнейшей российской буровой компании Eurasia Drilling Company (EDC) за $1,7 млрд стало заметным событием по нескольким причинам. Сделка заставила вспомнить экспертов о санкциях против России, которые запрещают компаниям ЕС, США и Канады иметь дело с российскими нефтяниками в проектаха1 по добыче трудноизвлекаемой нефти (в том числе сланцевой) и на Арктическом шельфе. Кроме того, при низкой цене на нефть и сокращениях объемов бурения рынок нефтесервиса будет сжиматься.

Schlumberger может претендовать на весь бизнес EDC

Впрочем, в самой Schlumberger (штаб-квартиры компании расположены во Франции и США) заявляют, что сделка является «продолжением сотрудничества», начатого еще в 2011 году. Тогда компании обменялись активами: EDC приобрела у Schlumberger ООО «Сибирская геофизическая компания» и ЗАО «Самотлорский капитальный ремонт скважин» (сделка оценивалась в $345,5 млн, из которых $249,9 млн EDC оплатила деньгами, а остальную часть – активами). Schlumberger в свою очередь получила ООО «НТС», ООО «Техгеосервис», ООО «Мегионское тампонажное управление» (буровые и ремонтные компании, работающие в Западной Сибири).

По нынешнему соглашению Eurasia Drilling Company объявит о делистинге своих ценных бумаг, после чего Schlumberger через одну или несколько дочерних компаний приобретет 45,65% EDС по цене $22 за акцию. Сделку планируют завершить в первом квартале 2015 года. Соглашение также предусматривает опцион на приобретение Schlumberger оставшихся акций Eurasia Drilling в течение пяти лет с момента закрытия сделки.

Eurasia Drilling объявила, что ее контролирующие акционеры Александр Джапаридзе (30%) и Александр Путилов (22%) выкупят с рынка все глобальные депозитарные расписки EDC (одна GDR равна одной акции), после чего 45,65% российской компании будет продано Schlumberger. Для этого покупатель предоставляет Джапаридзе и Путилову кредит в $991 млн.

Приобретение акций за $22 при их цене на Лондонской бирже в $12,5 говорит о том, что покупатели делают на российскую компанию большие ставки (впрочем, после сообщения о сделке акции EDС увеличились на 71,6%, до $21).

«Это первый шаг к будущему приобретению уже стопроцентной доли в Eurasia Drilling, пояснил «Эксперт Online» аналитик ФК «УралСиб-Капитал» Алексей Кокин. – Об этом говорит в частности купленный Schlumberger опцион, позволяющий приобрести за два года полный контроль над компанией. Но сейчас приобретение выгодно как никогда, акции покупают с 80% премией к их рыночной стоимости. Они понимают, что спустя год-два санкции все равно снимут, и тогда Schlumberger будет контролировать 30% рынка российского бурения».

Еще после первых сделок со  Schlumberger в 2011 году аналитики ожидали роста EBITDA российской бурильной компании в 2012 году на 30% при 14-процентном увеличении выручки за счет консолидации установок для наземного бурения, приобретенных у Schlumberger. Так и произошло. Но тогда ожидалось, что к 2015 году росту тарифов компании будет способствовать формирование спроса на месторождениях Восточной Сибири. Но сейчас мы видим снижение объемов бурения.

Назло «Роснефти»?

На стоимость сделки не повлияло и то, что буквально в конце прошлого года от ЕDC ушла «Роснефть» - второй после «Лукойла» по объемам клиент, обеспечивавший до четверти всех заказов. Не нарушили планы Schlumberger и несколько лет ходившие слухи о создании государственной нефтесервисной компании, что теоретически увеличивало риски для российских собственников. 

«Думаю, владельцы продают бизнес сейчас, поскольку им неочевидны перспективы в России, для них сделка по такой цене очень выгодна. Если же цены на нефть будут удерживаться на нынешнему уровне, нефтяники начнут еще больше снижать объемы бурения, и тогда уже и за эту цену не продашь бизнес, валютная стоимость компании будет тоже падать», - считает Алексей Кокин.   

Объемы эксплуатационного бурения в российской нефтяной отрасли за первые шесть месяцев 2014 года сократились на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что произошло впервые после кризисного 2009 года. У «Роснефти» показатели снизились на 1,6%. В первом полугодии нынешнего года «Сургутнефтегаз» пробурил 2,08 млн м против 2,54 млн м годом ранее. Геолого-разведочное бурение снизилось с 1,2 млн метров на начало прошлого года до 1 млн на начало нынешнего.

В то же время в 2009 году, когда цены на нефть тоже опускались до 40 долларов за баррель, снижение объемов бурения составляло 40%, то есть в два раза больше нынешнего.

«Поэтому я считаю нецелесообразным подобное бегство с рынка, которое демонстрирует крупнейшая буровая компания страны, это большая ошибка, - говорит президент Российского геологического общества Виктор Орлов.  -  Мы не раз переживали всякие кризисы, и этот преодолеем, достаточно просто взять тайм-аут, но не выходить с рынка».

Интрига заключается и в том, что два года назад Александру Джапаридзе и Александру Путилову глава «Роснефти» Игорь Сечин предлагал продать их бизнес. Но ему отказали, формально сославшись на слишком низкую предложенную цену. Дело в том, что «Роснефть» с 2013 года активно занималась увеличением нефтесервисных активов, для чего регулярно скупала компании этой отрасли. Впрочем, как сообщил «Эксперт Online» источник в компании Eurasia Drilling, уход «Роснефти» не является критичным, поскольку официальные объемы бурения намного выше ввиду того, что компания много бурит и по субподрядам. Основной мотив продажи компании, по словам источника, это понимание будущего ужесточения конкуренции в ближайшее время из-за сворачивание программ бурения многими российским компаниями. 

«В таких условиях на плаву удержатся те, кто сольется с обладателями лучших и эффективных технологий», - добавил источник.

Хотя сейчас объемы разведочного бурения объективно снизились, потребность в нем судя по всему будет оставаться большая, на что, скорей всего, и рассчитывает и совет директоров Schlumberger.

«Спрос на бурение будет возрастать, но на бурение высокотехнологичное, речь идет о трудноизвлекаемых запасах нефти, - уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – И та же «Роснефть» если откажется на время от бурения в Арктике, то бурить трудноизвлекаемые – задача стратегическая, иначе могут уже начать падать объемы добычи».

По его версии, акционеры Schlumberger предполагают (или знают доподлинно), что следующим санкционным шагом Запада будет полный запрет на работу с Российскими нефтегазовыми компаниями. 

«Да, таким образом компания может предвосхитить ситуацию и избежать санкций, сохранив бизнес в России, - полагает Симонов. – У них как у совладельцев будет больший простор для маневра в том числе в поставках запрещенного ныне оборудования. Они же могут поставить, например, не запрещенное ныне оборудование, а обычное, а потом силами своих и российских специалистов доработать его до кондиции, необходимой для бурения хоть на шельфе. Это только один из многих вариантов».

В поддержку этой версии можно привести пример Exon Mobil, которая свернула сотрудничество по шельфу, но не вышла из проекта Sakhalin Energy, поскольку прибыль получать из России никто не запрещает». Французская Total свернула проекты бурения с «ЛУКОЙЛом» на месторождениях Баженовской свиты, но сохранила свое присутствие в проекте «Ямал-СПГ» совместно с «НОВАТЭК» и другими собственниками.  

Ведущий эксперт Российского союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев тоже уверен, что вся сделка происходит как прикрытие бизнеса от санкций.

«На первый взгляд, компания просто привязывает к себе главного российского конкурента, что вполне логично на фоне снижения цены нефти и объемов бурения. С другой стороны, такую практику ухода от санкций  как покупка части бизнеса или даже всего, негласно используют многие компании. И это говорит, что сама идея санкций против России будет дискредитирована». 

Константин Симонов добавляет, что через сделку с Eurasia Drilling Schlumberger вскоре может занять место на Баженовской свите, куда владелец лицензии на разработку нескольких месторождений «ЛУКОЙЛ» приглашал как соинвестора проектов Total. На конец года сделку не удалось реализовать в том числе ввиду гибели главы французского нефтяного гиганта Кристофера де Маржери.

Автор: Александр Лабыкин

Источник: Expert.Ru, 21.01.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики