Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин попал под маневр

Бензин попал под маневр

Повышение цен на бензин обусловлено многими факторами, помимо падения курса национальной валюты. С таким заявлением выступил в конце минувшей недели премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «тщательно проанализировать эту ситуацию». Экспертное сообщество в свою очередь отмечает, что рост цен на бензин закономерен не только из-за значительного ослабления рубля, но и из-за реализации налогового маневра с начала 2015 года.

Рост цен на бензин по итогам 2014 года составил порядка 9%, внеся свой вклад в рост годовой инфляции, которая, напомним, оказалась на уровне 11,4%. Такие цифры на прошедшем заседании у Дмитрия Медведева озвучил руководитель ФАС Игорь Артемьев. При этом нефть рухнула в цене за прошедший год более чем на треть. И руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в беседе с «НИ» отметил, что в России существует парадокс, когда цена на бензин растет в независимости от внешней конъюнктуры. И если, например, в США при удешевлении нефти бензин отыгрывает свою стоимость, то у нас он стабильно растет. За последние шесть лет единственным годом-исключением в повышательной тенденции цен на бензин стал кризисный 2009-й. 

В свою очередь в ФАС отмечают, что на стоимость нефти в итоговой цене бензина приходится только 20%, в то время как на налоги – свыше 40%. Кроме того, по мнению Игоря Артемьева, при существенном снижении цен на нефть и нефтепродукты, которое имеет место на мировых рынках, в России существует «прямая корреляция с тем, что произошло с рублем. То есть насколько упали цены на нефть, настолько же, к сожалению, ослаб и рубль».

Однако премьер-министр отметил, что повышение цен на топливо и бензин в стране вызвано не только ослаблением рубля, но и другими причинами. В частности – налоговой составляющей. Дело в том, что с 1 января 2015 года в России реализуется налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, суть которого заключается в поэтапном – за три года – снижении экспортных пошлин на нефть в 1,7 раза с параллельным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в те же 1,7 раза, а на газовый конденсат – в 6,5 раза. Своей целью эта мера преследует сокращение зависимости российского бюджета от вливаний экспортных пошлин, которые закономерно снижаются вслед за падением нефтяных цен на мировых рынках. По предварительным оценкам профильных ведомств, поступления от налогового маневра в госбюджет должны составить в 2016 году – 247 млрд. рублей и в 2017 году – 250 млрд. рублей, а вот в текущем 2015 году дополнительных бюджетных поступлений не ожидается.

Еще на момент разработки налоговой маневр активно критиковался нефтегазовыми компаниями, поскольку он ведет к естественному повышению внутренних цен на нефтепродукты. Для предотвращения этих негативных последствий в рамках маневра предполагается понижение акцизов. Однако министр энергетики РФ Александр Новак считает, что цены на бензин в России в 2015 году все равно вырастут – по его оценкам, на 10%, а итоговые темпы роста во многом будут зависеть от инфляции. 

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша также уверен, что дальнейший рост цен неизбежен, но сложно прогнозировать, будет ли он плавным в течение всего года или скачкообразным. Правда, эксперты отмечают, что основной рост стоимости придется на весну этого года, так как сейчас на АЗС продают топливо, закупленное еще в декабре, и системе требуется время, чтобы прочувствовать влияние налогового маневра на расходы компаний. К тому же, по словам г-н Пасечника, на российском нефтяном рынке сохраняется высокая монополизация, что так же создает угрозу роста цен на автозаправках.

Автор: Арина Раксина

Источник: Новые Известия, 26.01.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики